29 июля корреспонденты «МК в Твери» отправились в рейд по выявлению безбилетников в новой транспортной системе Твери – в «Транспорте Верхневолжья».
Полюбившиеся тверитянам новые синие автобусы оснащены новейшими технологиями и, казалось бы, для потребителя услуг предоставляется огромный выбор систем оплат, а также все удобства перевозки. Тем не менее, около 10% жителей областного центра по тем или иным причинам отказываются платить за предоставленный им комфорт. Именно поэтому на рейсах «Транспорта Верхневолжья» ежедневно проводят контроль оплаты проезда пассажирами. В этот раз на рейд совместно с контролерами компании вышли представители Минтранса, полиции и СМИ областного центра.
Утро. Час пик. Группа собирается на остановке «Речной вокзал» в ожидании нужного автобуса, пассажиры которого по графику должны пройти проверку. Вот он — первый «клиент». Два контролера заходят в автобус — и толпа корреспондентов и полицейских с ними. В зависимости от наполненности транспорта, в течение одной или двух остановок сотрудники «Транспорта Верхневолжья» проверяют каждого пассажира.
После того, как контролеры затребуют билет, каждый должен предъявить документ, подтверждающий оплату: бумажный билет, который выдает водитель после оплаты наличными средствами, выписку в приложении перевозчика «Волга» при оплате по QR-коду, или можно приложить банковскую или соцкарту к спецоборудованию контролеров — там появится знак оплаты.
В случае, если оплата не была подтверждена, у жителей Твери, в зависимости от ситуации, а, возможно, и от настроения проверяющих, есть два варианта: сразу оплатить проезд любым доступным способом, либо выйти из автобуса вместе с контролерами для составления административного протокола.
«Не платил, не плачу и не буду платить»
«Да, я не плачу и платить не собираюсь» — такой ответ контролерам встречается не редко. Люди иногда категорически отказываются оплачивать проезд. Вот таких «зайцев» в основном и пытаются поймать при проверках: их выводят из автобуса на остановку, где ждет уже представитель Минтранса, который всю дорогу ехал за контролерами на неприметном стареньком микроавтобусе. Мужчина достает планшетку с формой для заполнения протокола и требует у нарушителя предъявить документ, удостоверяющий личность, затем приступает к описанию. Позднее «зайца» отпускают, а вот размер штрафа определяют уже в самом Минтрансе, в зависимости от обстоятельств неуплаты проезда и выявления подобных нарушений ранее. Гражданину на оплату административного нарушения дают 60 рабочих дней.
Но встречаются и те, кто либо отказываются предъявить документы, либо не носят с собой. Таких граждан уже увозят в отделении полиции для установления личности. Согласитесь, такая процедура заберет еще больше времени. А время – деньги, ведь в случае, если человек препятствует выполнению обязанностей Минтранса, нарушителю могут назначить максимальный штраф в 1000 рублей.
Незнание не освобождает от ответственности
Нередко люди просто не осведомлены о способах оплаты и решениях проблем, возникших при оплате. Так, у некоторых людей банковская карта при невыясненных обстоятельствах попадает в стоп-лист, но мало кто знает, как из него выбраться. Жители Твери пытаются объяснить контролерам, что картой не оплатить, наличных средств с собой нет, а к приложению банковский счет привязывать не хотят, либо вообще сел телефон. Но ответ слышат достаточно четкий и резкий, не можем не заметить, что справедливый — ведь если ты знал, что не оплатишь, зачем сел в автобус?
— Если на счету есть денежные средства, вам необходимо позвонить на горячую линию «Транспорта Верхневолжья» и вывести карту из стоп-листа, либо пополнить счет карты и оплатить долг. Если такая ситуация возникла в дороге, вы обязаны заплатить любым другим способом. Носите с собой допаккумуляторы или наличные деньги. Оплата должна быть произведена. Мы зайцев не возим, — сказала один из контролеров Виктория Малова.
На нашем рейде встретился и человек, который просто не знал, как работает система оплаты банковской картой. Муж с женой редко ездят на автобусе, и попытались оплатить проезд с одной карты. Как итог — один из них оказался безбилетником. Мужчину попросили выйти из транспорта для составления очередного протокола.
— Я честно говорю, я не знал, я готов оплатить проезд. Мы редко очень ездим на автобусах, я думал, что если два раза приложить карту, то спишет также дважды, — сказал нарушитель.
Незнание не освобождает от ответственности, но мужчине на первый раз повезло, и с ним провели лишь разъяснительную беседу. Оказывается, с одной карты можно провести оплату, но следующим образом: один раз прикладывается карта к валидатору на входе в автобус, второй раз – оплачивается картой у водителя, после чего он дает билет.
Вместо турникетов — сознательность граждан
За 12 часовую смену контролеры из одной группы выявляют около 7-8 нарушителей. А таких групп в день работают 8-9 в составе двух человек. Чаще всего выявляют подростков, но их не штрафуют, а лишь заставляют оплатить проезд. Также много среди безбилетников и пенсионеров, но многим из них просто трудно разобраться с системой оплаты. Тем не менее, в общей массе набирается более 10% неплательщиков в Транспорте Верхневолжья.
Как пояснили в Министерстве транспорта Тверской области, устанавливать турникеты в автобусах не стали с целью предотвращения задержки движения транспорта и упрощения перевозки для граждан.
— Мы надеемся на сознательность наших граждан, и что они будут оплачивать проезд в автобусах самостоятельно без помощи кондукторов. Если же такого желания нет, наша система по выявлению безбилетников работает ежедневно и ежечасно.