Украшенная цветами из серого лыка и шариками из фольги фотокопия картины на религиозную тему вложена в киот, обклеенный чайной фольгой и фантиками. Так выглядит одна из фолежных, или фольговых, икон, которые делали в советские времена. Их можно увидеть на выставке «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие», которая действует в цокольном этаже Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Эта традиция берет начало в России со второй половине XIX века, когда стали популярны иконы в технике литографии. Дешевые, доступные каждому верующему, они заполонили монастырские и церковные магазины и оказались успешным конкурентом писаным иконам. Тогда же появилась традиция украшать молельные образы бумагой, воском, засушенными цветами и, имитируя драгоценные оклады, фольгой: при изготовлении фолежных икон мастера обычно использовали этот материал, он был гораздо дешевле металлической ризы.
После революции, когда официальное производство икон прекратилось, а церковь подверглась гонениям, сельские мастера-кустари стали создавать иконы тайно.
На выставке, которая открыта в Твери, можно видеть икону «Серафим Саровский на камне». Такие цветные образки, особенно распространенные в начале века, – предтеча классической советской иконы. Оклад сделан из широких полос липового лыка. Его часто использовали в советской деревне из-за малой доступности и дороговизны других материалов.
«Христос Пантократор» – образ, написанный на картоне, когда иконописцы, проигрывая конкуренцию с печатными иконками, стремились удешевить свой товар. Чаще их писали в первые десятилетия советской власти. Убранство иконы здесь советское, главный материал – лыко, им выложен изнутри киот, из него вырезаны цветы. Риза, сердцевина цветов и обклейка киота сделаны из чайной фольги на бумажной основе.
Икона «Великомученик Пантелеймон» по периметру украшена красными ягодками из фольги, для ягодных гроздьев использован воск.
Фолежное искусство было так широко распространено, что в разных регионах даже создавались свои школы. У воронежских мастеров, например, была собственная манера фолежного «кружева». В этом случае вышивку-ришелье имитировали про помощи множества мелких округлых прорезей. Орнамент иконы «Великомученица Фекла» создан в технике «ришелье», это имитация елецких кружев.
Для изготовления представленной на выставке иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», мастер, скрутив фольгу разных цветов, создал грозди маленьких ягодок и аккуратно расположил их на серебристых листьях.
В период раннего СССР фольгу в селе было сложно достать, но начиная с 60-годов благодаря модернизации молочной промышленности дефицит отчасти был преодолен. Фольгу использовали для запечатывания бутылок с молоком и кефиром, и со второй половине XX века она стала самым распространенным материалом для изготовления декора советских икон. Мастерицы покупали бобины у работников молокозаводов, одну из них можно видеть на выставке.
В основе иконы часто использовались раскрашенные фотоснимки. На выставке представлен образ наивного письма – самый редкий тип религиозного изображения, который встречается в советских иконах. Художники-оформители, которые расписывали детские садики и дома культуры, иногда решались написать икону.
С распадом СССР это живое явление – народная любительская икона – начало быстро исчезать. Необходимость в кустарных иконах отпала, особой ценности в них не видели и чаще всего просто выбрасывали. Пропадал целый пласт советской религиозной культуры, который до недавнего времени не был осмыслен как историческое, культурное, религиозное и художественное явление.
И с 2021 года специалисты Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ стали собирать и изучать советские иконы, а в 2023 году представили результаты своих изысканий в книжном и музейном формате.
Благодаря руководству, преподавателям и студентам РГГУ, а также Благотворительному фонду Тверской епархии по восстановлению порушенных святынь имени благоверного князя Михаила Тверского у жителей нашего города появилась возможность познакомиться с удивительным явлением материальной и религиозной культуры, которое доказывает, что традицию и веру нельзя задушить.
6+