Наступает горячее время для старшеклассников – до выпускных экзаменов осталось всего четыре месяца. Хотя рамки этого периода у каждого свои: в одних семьях начинают активно действовать за два года до ЕГЭ, в других – только накануне. Но в любом случае почти всегда он связан с поисками хорошего репетитора.
Люди старшего поколения помнят те времена, когда о репетиторстве мало кто знал. По крайней мере, не было оно таким массовым, как в наше время, когда принято считать, что только так и можно готовиться к экзаменам.
Андрей Коряков, заместитель директора тверской гимназии №12, считает репетиторство нормальной, давно распространенной практикой. То, что учитель не может дать в течение урока ученикам, делает индивидуальный педагог: в школе учат всех, но далеко не все в силу разных причин могут знания усвоить.
По статистике, ученик начальной школы способен на уроке воспринимать информацию всего десять минут подряд. Учитель, зная об этом, меняет вид деятельности, вводит, например, развивающие упражнения. И в старших классах ученик не может быть сосредоточен на теме урока все 45 минут, в этом случае педагогу приходится думать о том, как разнообразить формат работы.
Чтобы охватить всю программу, педагог часто обращается к презентации, которая дает только представление о материале. Этого, конечно, недостаточно – все темы еще надо доработать на уровне знаний, их понимания и применения. Материалы для ЕГЭ настолько объемны, что учитель физически не может уделить внимание каждому ребенку.
А у репетитора есть возможность, проработав несколько вариантов вопросов экзаменов, лучше подготовить ученика. Важно еще иметь в виду, что не все упирается в учебники – знания, которые надо иметь, намного шире и глубже.
Математика лидирует
На российском интернет-сервисе Авито подсчитали, что в начале 2024 года спрос на репетиторов по предметам ЕГЭ и ОГЭ по сравнению с январем прошлого года вырос почти в полтора раза.
Самой популярной среди всех школьных дисциплин остается математика – интерес к репетиторам по предмету вырос на 63 процента, а репетиторов по русскому языку стали искать на 55 процентов чаще, что понятно: русский язык и математика – обязательные экзаменационные предметы.
Среди дополнительных предметов, помимо английского языка, стал больше запрос на репетиторов по географии и литературе. Наибольший интерес вызывают химия и обществознание (+58%), высок показатель также у физики, информатики и биологии.
Как заметил Андрей Коряков, стремление к хорошим оценкам, бывает, зависит еще от педагога, у которого занимается ребенок, если он фанат своего дела. Есть такие учителя, которые считают свой предмет основным и всеми средствами стимулируют учеников заниматься прежде всего им.
Есть опасность
Сейчас уже в пятом классе делается упор на отдельные предметы, необходимые для поступления в вуз. Но ранняя профилизация в школе – это, по мнению педагогов, подножка ребенку. Довольно часты ситуации, когда в старших классах школьник хочет изменить профессиональный выбор. Подросток бросает привычную атмосферу и друзей, уходит из класса или школы, в котором учился несколько лет, туда, где есть нужный ему профиль. А родителям приходится тратить деньги на репетиторов.
Репетиторство далеко не всегда является единственным выходом, но это очень хорошая форма индивидуального обучения, которая выводит на необходимый уровень осознания информации, приемов ее запоминания. Впрочем, у этого явления есть обратная сторона. Бывает так, что ученик теряет уверенность в том, что способен освоить материал самостоятельно. Если он ни разу не добивался успеха без помощников, первый курс в вузе чреват для него огромным стрессом. И поэтому студент или заболеет, или будет искать возможность списать или купить курсовую работу. Или опять обратится к помощи репетитора.
Подросток привыкает, что к конечному результату его ведут, а это очень опасно: гасится его способность к творчеству, не развиваются лидерские качества, умение работать в команде, навыки планирования. Дополнительные занятия лучше проводить только в определенных случаях и только по некоторым предметам. И их надо на время прерывать.
Образование – не сфера услуг
Сдать экзамен хорошо можно и без помощников, если подросток быстро схватывает и хорошо усваивает информацию. Но многие даже успешные ученики подстраховываются. Есть ребята, которые спохватываются только в девятом классе и с помощью репетитора пытаются ликвидировать пробелы в знаниях за прошлые годы.
Есть те, кто надеется на свою силу воли и стремление к цели, а еще – на Интернет, где, кажется, можно все получить. Другой вопрос, что он ничего не гарантирует, как в общем-то и репетитор.
С возросшим спросом на репетиторство связано изменение социального статуса педагога. В сформировавшемся у нас обществе потребления педагог стал приравниваться к обслуживающему персоналу, отсюда – соответствующее отношение: на него смотрят с утилитарной точки зрения, оценивают как товар.
Определенный социальный заказ пытается реализовать и государство – теперь в школах оказывают платные образовательные услуги.
Андрей Коряков считает, что современная школьная программа, если сравнивать ее с советской, не усложнилась, а в чем-то даже стала проще. Уровень знаний, необходимый сейчас для сдачи экзамена по профильной математике, был раньше у выпускников обычной школы. Что изменилось, так это отношение к школьному образованию – степень ответственности родителей за детей и их школьные успехи стала другой.