В областную клиническую больницу пригласили журналистов, чтобы рассказать об одной удивительной операции. И вот мы заходим в палату и видим человека, которого врачи спасли, – он выглядит именинником, улыбается, принимает поздравления, охотно отвечает на вопросы.
На спинке кровати прикреплена табличка, на которой указаны его имя и диагноз. Житель Твери Дмитрий Копылов 30 мая с диагнозом атеросклеротическая болезнь сердца поступил в больницу, где ему провели операцию по удалению новообразования сердца и шунтированию коронарных артерий.
О таких случаях говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло.
– Это замечательная история на самом деле, – весело сообщает Дмитрий. – А произошло все, можно сказать, случайно. Я заболел пневмонией и пошел делать КТ. Когда расшифровали данные компьютерной томографии, обнаружили проблемы с сердцем. Ну, все и понеслось. Врач сделала УЗИ сердца, а когда увидела результаты, испугалась, сказала, вы лежите, даже не вставайте: настолько непонятно, что там происходит. Собрали консилиум врачей, привезли в областную больницу, прооперировали. Хирургам, конечно, огромное спасибо, сделали все прекрасно, после операции прошло всего ничего, а я уже хожу. И самочувствие хорошее.
У пациента вырезали миксому, доброкачественную опухоль размером в восемь сантиметров. Она развивалась много лет, при этом Дмитрий Копылов, инженер-геофизик по профессии, работал, играл в волейбол, занимался физическим трудом: у него свой дом, огород и все такое. Происходившие в организме изменения были настолько растянуты во времени, что ему сложно о них судить.
– Я их не чувствовал, – говорит Дмитрий. – Ну да, при нагрузках была одышка, но я даже не знал, на что это списывать. А в среднем мне она не доставляла никаких неудобств, потому все так и затянулось и миксома выросла такая большая. К врачам не обращался, не было повода. Вообще я здоровый человек, у меня за 25 лет третий больничный.

Трагическая уникальность болезни
О том, как проходила операция, и о причинах болезни нам рассказал Владимир Бобков, руководитель регионального сосудистого центра, с 2010 года действующего на базе областной клинической больницы, главный внештатный сердечно-сосудистый хирург министерства здравоохранения Тверской области.
– Этот случай можно считать уникальным, хотя патология опухолевого генеза относится к наименее распространенным заболеваниям сердца. Как правило, это доброкачественные образования, и у пациентов есть хороший шанс с помощью кардиохирургического вмешательства излечиться полностью от этой болезни. Такие вмешательства бывают нечасто, и в этом определенная уникальность операции. Удивительно, что опухоль стала для пациента случайной находкой. Но я хотел бы добавить, что это совершенно в природе человека – не замечать те неприятности, которые с ним происходят.
Пациент говорит о том, что обычную нагрузку стал переносить хуже, у него появилась одышка, на которую он не обращал внимания. Если меня спросить, что бы я посоветовал людям, я бы сказал: обращайте внимание на свое здоровье! Если вы мужчина и вы старше 45 лет, если женщина и старше 50, то проходите диспансеризацию, делайте первичное обследование, рассказывайте о том, что вас беспокоит. И грамотные доктора, если что-либо выявят, направят вас на дополнительное обследование.
Трагическая уникальность болезни заключается в том, что эта опухоль – сердечная, она находится в полости предсердия и в части случаев склонна вызывать эмболию, когда ее кусочки отрываются от нее и улетают по кровотоку. Чаще всего эта опухоль располагается в левом предсердии и попадает, естественно, в большой круг кровообращения, в первые ветви, которые отходят от аорты. Они снабжают головной мозг, значит, у этих пациентов часто бывают инсульты.

А у этого пациента уже был инсульт. Но когда он его переносил, доктора должного внимания этому не уделили, а ведь уже тогда можно было поставить диагноз. И только пневмония стала причиной для того, чтобы пройти более углубленную диагностику. Он, наконец, осознал, что чувствует себя совсем нехорошо, к более детальному обследованию его сподвигли также лихорадка и кашель.
Пациенту старше 45 лет, а Дмитрию Копылову 54 года, при заболевании сердца и планировании операции делают коронарографию. Врачи ее выполнили и обнаружили еще и ишемическую болезнь сердца. Есть еще один момент уникальности этого случая: миксомы чаще всего развиваются у людей молодых.
Сочетание опухоли с ишемической болезнью сердца потребовало двойного вмешательства. Ситуации, когда за один раз решаются две проблемы, не редкие. Тем не менее, в общем объеме выполняемых вмешательств они занимают не больше 15 процентов от всех операций.
В нашем случае сложность не только в том, что речь идет о сочетанной операции, но и в больших размерах миксомы. Но мы готовы к таким даже неординарным ситуациям.
В этом году это четвертый случай. Точно такое же событие произошло буквально десять дней назад. Пациента прооперировали, с хорошим результатом он выписался из реабилитации. Мы справляемся, мало причин, чтобы с такой патологией пациентов отправлять в федеральные центры, – подчеркнул Владимир Бобков.

Бросайте курить
Доктор Бобков подробно описал этапы этой операции и даже показал фотографии, сделанные во время ее проведения.
– Мы входим в грудную клетку, включаем аппарат искусственного кровообращения, останавливаем сердце. Миксому по-другому удалить невозможно, только так, со всеми этими техническими сложностями и трудностями. Удаляем опухоль из полости предсердия, здесь были небольшие трудности в связи с ее размером. Но мы удачно вышли из ситуации.
Вторым этапом стало шунтирование пораженных участков коронарных артерий – это создание пути в обход пораженного участка сосуда. В месте соединения полых органов устанавливается шунт, выполненный из тканей организма пациента, вены или артерии. При аортокоронарном шунтировании накладывают только собственные сосуды, а у пациентов с атеросклерозом артерий конечности чаще всего используют искусственные протезы.
Затем зашили все разрезы, восстановили собственную сердечную деятельность у пациента и отключили его от аппарата искусственного кровообращения. Операция шла четыре часа.
Когда в ходе одного вмешательства проводятся две операции, достаточно травматичные сами по себе, это умножает риски. Благодаря слаженной хорошей работе всего коллектива всё, в том числе и послеоперационный период, для пациента проходит достаточно гладко. Сейчас Дмитрий Копылов в отделении реабилитации, старается вернуться к обычному своему жизненному распорядку. Остается только пожелать ему бросить курить, эту привычку он не может оставить даже после операции на сердце.

На открытом сердце
Опыт тверских кардиохирургов позволяет выполнить и эти сложнейшие операции. У нас одна такая больница на всю Тверскую область, но ее мощностей достаточно, чтобы обеспечить операциями всех, кому они необходимы.
В год здесь делают порядка двухсот операций на открытом сердце. Если брать в целом по популяции, то ишемическая болезнь сердце встречается чаще, чем атеросклероз артерий нижних конечностей. Но и та, и другая проблема достаточно острая.
Сосудистый центр делает очень много эндоваскулярных, то есть внутрисосудистых, вмешательств, чаще всего это стентирование при инфаркте миокарда и при хронической ишемической болезни сердца. Таких операций выполняется почти четыре тысячи в год.

Кроме шунтирования и стентирования врачи оперируют клапаны сердца. Также здесь осуществляется профилактика инсульта, лечение атеросклероза других локализаций, чаще всего это артерии нижних конечностей.
В планах – большая хирургия аорты, это также не частая ситуация, и технологии операции очень трудоемкие, ресурсозатратные, с более сложным и менее гарантированным благоприятным исходом. Поэтому есть общая тенденция к концентрации пациентов, требующих такого вмешательства, там, где накоплен наибольший опыт, – в федеральных центрах.
Но в то же время дилемма в том, что очень часто это экстренные операции. И для того чтобы пациент попал в соответствующий федеральный центр, часто не бывает времени. Когда счет идет на часы, потеря времени на обследование и транспортировку чревата дополнительным риском для пациента. Эту проблему еще предстоит решать.