По всей видимости, этот стул состарился вместе со своими хозяевами, а когда их жизненный путь закончился, то новыми владельцами квартиры был вынесен приговор и ему – старому венскому стулу. И казалось, что судьба его была уже решена. Кому же нужен старый стул с продавленным сиденьем, выкрашенный ужасной половой краской, да еще и без одной ножки? Настоящий стул-калека, по-другому и не скажешь…
Но судьба распорядилась иначе, и вместо городской свалки он попал ко мне в мастерскую.
К этому времени у меня уже был накоплен довольно большой опыт по восстановлению старой мебели, в том числе и венской. Поэтому, даже увидев стул в таком плачевном состоянии, у меня, практически, не было сомнений в том, что я справлюсь с этим «сложным случаем». К тому же, я уже хорошо знал, что скрывается под толстым слоем половой краски — древесина приятного розоватого цвета, которой неподвластно время. Это и есть бук. Его главными и единственными врагами являются людское невежество и шашель, жучок, живущий в древесине. Кстати, следы жучка – это верный признак того, что перед вами изделие старое, а не новодел…
Столица, некогда могущественной Австро-Венгерской империи, дала миру два, как бы мы сейчас сказали, бренда, которые прочно вошли в нашу жизнь — «венский вальс» и «венский стул». Сейчас наш разговор о втором.
Начало массовому производству венской гнутой мебели положил в столице Австро-Венгрии, Вене, Михаил Тонет. Было это в середине XIX века. Со временем наиболее известными производителями венской мебели стали две фирмы — «Братья Тонет» и «Яков и Iосиф Конъ». Кстати, фирма «Братья Тонет» была официальным поставщиком царского Двора России
Все это, имеется в виду массовое производство, стало возможным лишь после того, как был найден способ придавать под воздействием пара, практически, любую форму тем или иным деталям, изготовленным из бука.
Самым удачным творением стал стул под № 14. Именно от него и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще — стул с лирообразной спинкой и круглым сидением. Два таких стула есть и в моей небольшой коллекции венской мебели, причем на одном из них я обнаружил клеймо «WIEN» (ВЕНА)
Всего же было разработано 22 модели стульев, а помимо стульев были созданы кресла-качалки, столы, диваны, кровати, колыбели, туалетные столики и целые мебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель.
Разработанные за первые 20 лет, эти модели оказались настолько совершенны, что, практически, не изменились до наших дней.
На моем же новом приобретении я, после того, как с внутренней стороны сиденья была убрана накопившаяся грязь, обнаружил клеймо похожее на №3.
Реставрация стульев, в том числе и венских, – это не только интересно и полезное занятие, но и довольно простое. Любой желающий может заниматься этим.
Иногда самым сложным оказывается разборка, так как шурупы со временем «пригорают» и вывернуть их уже не представляется возможным.
Поэтому в этом случае каждый из мастеров должен сам принять решение, по какому пути пойти: или оставить все как есть, или же пытаться отделить детали с риском того, что шурупы обломятся. И тогда придется решать уже проблему удаления из древесины оставшихся в ней частей шурупов.
Что касается этой неприятной процедуры, то здесь есть два реальных способа. Первый – это примитивное выковыривание, что приводит к образованию на поверхности иногда довольно глубокой рытвины, которую впоследствии нужно будет зашпатлевать. Есть и другой способ. Нужно просверлить отверстие точно напротив обломившегося шурупа и пробоем выбить этот кусок из древесины. Получившиеся в результате сквозное отверстия можно заделать при помощи шипа, желательно тоже из букового дерева, смазав его предварительно клеем, и потом обрезав заподлицо и отшлифовав. Очевидно, что в производственных условиях можно было бы попробовать решать эту проблему путем высверливания. Но сделать это в домашних условиях – маловероятно.
Австрийский мебельный гений первым догадывается, что не столярные соединения, а винтовые позволят сделать мебель разборной, а это значит, что ее будет легче транспортировать на любые расстояния в разобранном виде и в любых количествах.
Когда же разборка позади, то нужно убрать старую краску. Это можно сделать только циклеванием, другими словами – нужно соскоблить все то, чем был за многие годы этот стул покрыт. Обычно – это несколько слоем масляной краски. Для этого можно использовать небольшие кусочки битого стекла или специальные цикли.
Венская мебель не только удивительна красивая, но и удивительно долговечная. Ведь для ее изготовления используется бук, обладающей не только красивой по текстуре, но и удивительно прочной древесиной.
Кстати, однажды прочность венского стула была продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и… не разбился. Но нашим людям, как говорится, Эйфелева башня не указ…И часто эти настоящие шедевры мебельного искусства заканчивают свой век на свалках и в садовых печках.
С годами у меня образовался небольшой запас самых различных деталей, из которого я подобрал и недостающую ножку, а сиденье выпилил из куска старой фанеры.
Вот так, спустя две недели трудоемкой, но интересной работы и в моей небольшой коллекции венских стульев появился новый очень красивый и полезный экспонат.