Началась реконструкция переправы через Волгу
Сначала немного истории. Восточный мост был открыт в 1981 году. Ленточку разрезал лично первый секретарь Калининского обкома КПСС П.А. Леонов. Событие было обставлено с торжественностью, сопоставимой с церемонией смычки западного и восточного участков БАМа (БайкалоАмурской магистрали), о которой уже мало кто вспоминает. Восточный мост стали поминать недобрым словом с первого года его регулярной эксплуатации. При постройке перекроили первоначальный план как в технической, так и в подъездной части. На правом берегу мост должен был выходить на площадь Гагарина со сносом административного здания, которое в прошлом занимал Московский райком партии, а ныне – администрация района. Сносом райкомов в ту пору еще никто в Отечестве не занимался, дело политическое, поэтому подъездной путь к мосту оказался кривым. При строительстве была заметно снижена грузоподъемность. «Мостотряд № 19» – главный подрядчик – хотел как лучше, но объект был посвоему уникальный, а проект сырой, экспериментальный. Хотя визуально впечатлял: общая длина –
Мост постоянно ремонтировался, а потом и это перестали делать, потому что никто не хотел брать его на баланс. Зато запретителей вдруг появилось немало. Больше десяти лет предупреждают об опасности передвижения по Восточному мосту. Еще в 2000 году (!) по нему запретили ездить тяжелым грузовикам и трамваям. Специалисты, осматривавшие строение за немалые деньги, однозначно выносили приговор – мост в аварийном состоянии. Доброе десятилетие шли споры, кто должен ремонтировать мост? Город, область или федеральные власти?
Протоколы о намерениях подшивали в толстые папки, а мост ветшал. Какимто чудом до наших дней ничего не рухнуло и не обвалилось, хотя систематические ЧП на мосту случались.
Три года назад по заказу администрации Твери был разработан проект реконструкции моста. Он обошелся городской казне в 12 миллионов рублей! Однако госэкспертизу проект не прошел.
Пытливая мысль предлагала несколько вариантов реконструкции Восточного моста: полная замена пролетного строения с установкой металлических балок; сооружение подвесного моста; замена конструкций проезжей части. Последний вариант оказался самым экономичным. В середине июня было подписано соглашение о финансировании. Подпись под ним поставили министр транспорта Тверской области Андрей Суязов и глава администрации Твери Валерий Павлов. По соглашению объем финансирования – 721 миллион рублей. 90 процентов расходов по контракту из областного бюджета, 10 процентов выделяет городской. Предусматривается усиление пролетных строений (не замена), замена асфальтобетонного покрытия с расширением проезжей части. Проезжую часть можно расширить: а) за счет сужения пешеходных дорожек, и без того узких, б) за счет снятия трамвайных путей. Последний вариант обострит и без того напряженное положение с доставкой пассажиров в Затверечье. Информированный источник поведал, что процесс расширения находится еще в стадии обмозгования и будет решаться «в ходе производства работ». Пока – туман над ближней перспективой и транспортный коллапс на подъездах по обеим сторонам моста. Решено реконструировать переправу без остановки движения. Сейчас оно осуществляется по одной полосе, затем наступит очередь по другой. Дорожные мытарства продлятся больше года. Сейчас все три, вернее, два с половиной моста работают с величайшей перегрузкой, вызывая пробки даже не в часы пик.
Оптимизма по поводу начавшейся реконструкции Восточного моста не разделяет доктор технических наук, профессор, председатель общественного совета при министерстве транспорта области Вячеслав Миронов. Мост никак не рассчитан на нагрузки автопоездов весом 5–8 тонн. Нынешняя реконструкция по полосам движения крайне осложняет ситуацию. Транспортная развязка, и без того напряженная, стала крайне напряженной. Нужно тщательно продумать организацию движения. На взгляд ученого, эта задача даже важнее, чем сама реконструкция.
В старорежимные времена проверку прочности моста осуществляли просто: его ставили под нагрузку, а под мостом стояли автор проекта и подрядчик. Поэтому старые мосты служат у нас веками и требуют лишь косметического ремонта.
Так или иначе, но реконструкция Восточного моста начата. Перед мостом установлены знаки, предупреждающие об ограничениях движения. Грузоподъемность транспорта до 7 тонн, скорость –
Заместитель генерального директора компании Александр Буряк очень кратко, в общих чертах, обрисовал задачи коллектива. Коллектив собран из разных мест – кто из Твери, кто с Поволжья, а кто и из столицы. Рабочие, как и начальство, о своей работе тоже предпочитают не распространяться.
Перед мостом транспарант, где указаны заказчик – департамент архитектуры и строительства администрации Твери, а также – подрядчик. Нет только даты начала и окончания ремонта моста. Наверное, вписать забыли…
Валерий МАРТОВ
Фото Александра ДЫЛЕВСКОГО