Говорят, лучший способ воспитания — собственный пример. Правду говорят. Есть учителя, которые становятся для детей больше, чем просто преподавателем. Ими восхищаются, к ним тянутся, на них хотят быть похожими.
Владислав Орлов — из таких педагогов. В средней школе № 6 Вышнего Волочка он преподает английский и немецкий языки, а также внедряет интересные проекты дополнительного образования. В прошлом году Владислав Михайлович стал лауреатом Национальной общественно-профессиональной премии «Признание-2023» в номинации «Учитель – защитник Отечества». Он ушел добровольцем на защиту Донбасса, участвовал в боях под Марьинкой, был серьезно ранен. А после долгого лечения в госпитале вернулся к призванию, которое когда-то был вынужден оставить.
Слово сдержал
– Я ведь еще в девяностые годы работал учителем, пошел по стопам матери, бабушки. Но в то время прокормить семью на зарплату педагога было очень сложно. Так что пришлось нарабатывать новые навыки, браться буквально за всё. Я занимался бизнесом, у нас с другом была пекарня, работал переводчиком, монтажником-высотником, газорезчиком, даже официантом. По второму образованию я экономист, так что со временем ушел в эту сферу, вел бухгалтерию разных фирм, «дорос» до директора компании… А после участия в СВО, после ранения, решил провести, если можно так выразиться, ревизию своей жизни. И понял, что мне больше неинтересно запускать и вести чужой бизнес. Я хочу заниматься своим делом, а мое дело, мое призвание — учить детей. Мама взяла с меня слово, что однажды я вернусь в педагогику. Мамы уже нет. А слово я сдержал, — рассказывает Вячеслав Михайлович.
Две медали
Спрашиваю, как он оказался на передовой. Все-таки возраст уже солидный, шестой десяток.
— Если бы я спокойно сидел дома, мне было бы стыдно смотреть в глаза друзьям. Дело в том, что большинство моих друзей — офицеры, ветераны силовых структур, правоохранительных органов… Мы вместе занимались стрелковым спортом, выезжали на стрельбища. И вот, сначала один друг отправился на линию соприкосновения. потом другой. Когда появилась возможность связаться, я, естественно, спрашивал, мол, как вы, как дела обстоят. А они: «Придешь — узнаешь». Вот я и пришел. А вообще, первые отзвуки этой бандеровщины я еще в юности слышал, в 80-х годах, когда мы с семьей жили на Украине. Нельзя оставаться в стороне, если нацизм поднимает голову, — говорит мой собеседник.
Со спецоперации Владислав Михайлович привез медаль «За отвагу». В его доме хранится еще одна такая же медаль. Это награда прадеда, Владимира Орлова.
— Прадед прошел все войны двадцатого века. Первую мировую, с японцами, Гражданскую, с финнами, Великую Отечественную… Тогда он служил в 721-м стрелковом полку 205-й стрелковой ордена Суворова дивизии 2-го Белорусского фронта. Их послали занять высоту, они трое суток отбивались от атак оружием, которое захватывали у немцев. Так что медаль прадеда «весомее» моей, — делится Владислав Михайлович.
Возвращение в класс
После ранения возникла необходимость сменить климат. Так, с Кубанской земли (Владислав Орлов — из рода кубанских казаков) он переехал в Вышний Волочек и пришел работать в школу.
— Очень тепло коллеги встретили, помогли войти в курс дела, разобраться с нововведениями, которые появились за эти двадцать лет. Изменилось многое. Но не главное: дети по-прежнему любознательны, искренни, эмоциональны. Может быть, сегодняшние дети, в отличие от школьников девяностых, более увлечены процессом, а не целью. Так что с ними надо работать именно в плане развития целеустремленности, постановки задач. Для этого я и запустил программу дополнительного образования по обучению основам менеджмента, маркетинга и бизнес-планирования, эти знания пригодятся молодежи в любой профессии, в любой сфере.
Часть этой программы дополнительного образования – проект «Галерея школе». Дети прослушали краткий курс истории искусств, узнали о таких течениях, как импрессионизм, сюрреализм, суперматизм и не только. Теперь они могут написать собственную картину в духе Гогена или Малевича или же продемонстрировать таланты устроителей выставки и организаторов процесса, пространства… Впереди этап «Литературный краудсорс», организацией которого во многом также будут заниматься ребята, изучающие менеджмент и управление процессами и ресурсами. Еще в планах — создание микрометражного кино, мультфильмов, создание и продвижение каналов в соцсетях. Педагог уверен: детей, которым ничего не интересно, не бывает.
— Даже если, на первый взгляд, подросток увлечен только тиктоком, можно ведь и это повернуть в созидательное русло. Донести мысль: а не лучше ли не только смотреть чужой контент, а создавать свой? А значит, нужны навыки работы в разных программах, написания сценария, правильная речь, погружение в тему. Надо показывать ребятам разные пути и возможности, вовлекать их в проектную деятельность, пусть пробуют себя в разных сферах. Ребенок становится одаренным рядом с внимательным взрослым, — убежден учитель.
Основа и стимул
И конечно, в фокусе внимания сегодня — воспитание. Воспитание патриота, человека неравнодушного, с живым и горячим сердцем, с чувством Родины. Не потому, что таков нынче вектор образовательной политики. Потому, что таков закон жизни: человек, не имеющий корней, может упустить, разбазарить что-то очень значимое или совершить такое, что в дальнейшей перспективе не пойдет во благо его же потомкам. Владислав Михайлович говорит об этом детям. Но чаще он рассказывает не о своем боевом опыте, а о людях и судьбах. О процессах, происходящих в обществе. О том, как распознавать манипуляции, не поддаваться на провокации, отличать добро от зла, как важно помнить свои корни и свои принципы.
— Я знаю свою родословную на четыреста лет назад. И так радостно, когда кто-то из ребят отвечает: «А я тоже знаю, чем мои предки занимались до революции». «А у нас дома хранятся вещи прапрабабушки и письма прадедушки «. Это бесценно. Это тот старт, тот стимул, который заставляет нас становиться лучше. Мы все стоим на плечах у наших предков. Понимание этого побуждает держать планку, добиться не меньшего, чем они, быть достойными их памяти. Ведь у нас есть все те же качества, что у дедов и прадедов, и вдобавок к этому у нас есть их опыт, — делится мой собеседник.