Про один из распространенных видов речевых дефектов у детей
Прогулки с детьми во дворе, чтение книг и обсуждение действий сказочных персонажей – в наше время все это с увеличивающейся частотой родители заменяют на предоставление своим чадам гаджетов.
Теперь малыши не могут обойтись без многочасовых просмотров мультиков, умело нажимают пальчиками на экран смартфона или планшета в надежде одержать победу в игре, а мамы и папы крайне удивляются возникновению у ребятишек речевых дефектов.
Никто уже не опровергает утверждения, что новые технологии существенно повлияли на нашу жизнь, в том числе в сфере общения с детьми. А потому именно они и стали самой уязвимой группой, слабо сопротивляющейся мощному напору информатизации.
Пытаясь исправить ошибку, свойственную укладу сегодняшнего дня, родители записывают детишек на прием к логопеду – в большинстве случаев далеко не с одной проблемой из длинного списка патологий речи. Специалисту указанного профиля под силу оказать помощь и в устранении такого нередко встречающегося речевого дефекта, как заикание.
ЧТО ТАКОЕ И ПОЧЕМУ
Заикание у детей – это нарушение темпа и ритма произношения отдельных слов и целых фраз в речи, ее плавности вследствие поражения спазмами или судорогами различных отделов речевого аппарата. Подобное заболевание дает знать о себе в возрасте 2–5 лет. Как раз в этот период ребенок активно приобретает речевые навыки. Сложности в выговаривании слов, длительные паузы, повторение слогов и звуков могут свидетельствовать о неправильности их усвоения.
Что же может привести к диагнозу, создающему детям большое количество неудобств в их повседневной жизни? Оказывается, заикание может быть «запрограммировано» еще на стадии вынашивания плода (имела место внутриутробная инфекция или кроха страдал от недостатка кислорода). Еще одной из врожденных причин заикания специалисты считают тяжелые роды, полученные карапузами в ходе них травмы, поменявшие нормальную «траекторию» деятельности головного мозга, а также преждевременное появление малыша на свет.
Не стоит списывать со счетов роль генетики. Наличие в семье ребенка кровных родственников с таким недугом определяет у него высокую вероятность заикания. Хотя в данной ситуации весьма трудно разграничить влияние генетического фактора и копирование моделей речевого поведения окружающих, при том, что у ребенка такой патологии может и не быть.
Описанный случай характеризуется как ложное, или псевдозаикание, и принадлежит к другой группе причин – приобретенным. Не стоит исключать из внимания и иные «социальные» причины: неблагоприятный психологический климат в обстановке, где воспитывается ребенок (физическое наказание малыша, предъявление к нему многочисленных требований, повышение эмоционального фона как результата ссор и скандалов старших членов семьи), замещение родительского внимания препровождением в виртуальном мире, отсутствие интенсивного и постоянного общения со сверстниками. Помимо всего, наблюдаются причины физиологического характера, обусловленные «тестовой» работой полушарий головного мозга у детей в возрасте до 5 лет. Нарушение носит краткосрочный характер и, как правило, не нуждается в коррекции.
РАСПОЗНАТЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ
Симптомы заикания у детей довольно «прозрачны», то есть легко поддаются обнаружению. Речь ребенка прерывается неоправданными паузами, наполняется повторением (иногда – с увеличивающейся скоростью) звуков и слогов слов. Не сумев произнести необходимые словосочетания быстро и монолитно, малыш становится раздражительным и агрессивным.
Нахождение продолжительное время со сверстниками, например в детском саду, в дополнение может сформировать психологический барьер – закрытость, желание отгородиться от насмешек и «отзеркаливания» сказанного детсадовскими друзьями. Нарушение речи провоцирует нарушения сна и пищеварения.
Самое главное – обратиться к специалисту на начальном этапе заболевания и начать комплексное лечение системой коррекционных методик, а их в арсенале логопедов широкий набор. При одной очень важной оговорке – в зависимости от источника проблемы. Особый акцент необходимо сделать на мерах профилактики: постоянно общаться с ребенком, обогащать речь новыми словами (желательно состоящими из большого числа разноплановых звуков), установить доверительный контакт. Тогда все будет хорошо!
Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у многих детей возникают трудности, особенно с русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети имеют дефекты звукопроизношения, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе.
Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.
Логопед поликлиники «Витамин» Ольга Вадимовна Панскова поможет вашему ребенку освоить произношение «трудных» звуков русского языка, устранит пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатит словарный запас ребенка, расширит знания и кругозор, научит правильно читать и писать. Параллельно с развитием речи на логопедических занятиях у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать, фантазировать.
Все занятия проводятся индивидуально с учетом первичных навыков и умений, психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Светлана УСАЧЁВА
на правах рекламы