От хорошего механика зависит очень многое. Он незаменим в любой отрасли, будь то строительство, деревообработка, АПК – везде, где трудятся машины, без него не обойтись. А порой его мастерство спасает человеческие жизни. Ведь исправность всех узлов и систем автомобиля – залог нашей безопасности.
Как вырастить таких профи, обсуждали на рабочей встрече «Кадровый резерв», которая прошла в Твери, на базе дилерского центра «КамАЗ» и была посвящена подготовке специалистов для автомобильной отрасли. В дискуссии приняли участие представители министерства промышленности и торговли Верхневолжья, регионального министерства образования, руководители и преподаватели колледжей и вузов и работодатели из Твери и Москвы.
Проект для профи
Отвечая в прямом эфире на вопросы жителей региона, губернатор Игорь Руденя недавно подчеркнул: Тверская область позиционирует себя не только как территория истории, культуры и туризма, но и как регион машиностроения. В минувшем году по федеральному проекту «Профессионалитет» было подписано многостороннее соглашение по созданию производственного и образовательного кластера в этой отрасли. Это дает возможность, в числе прочего, привлечь ведущие предприятия региона к укреплению материально-технической базы колледжей, внедрять в учебный процесс современные инновационные подходы и обеспечить студентам гарантированное трудоустройство.
Участники встречи обсудили, как этот проект претворяется в жизнь.
– В последние годы весь образовательный процесс в сфере подготовки кадров нацелен на то, чтобы в СПО учили не абстрактным направлениям, а готовили специалистов под конкретного работодателя. Выпускник, в идеале, должен покидать учебное заведение, понимая, куда он пойдет дальше, что он там будет делать, на каком оборудовании работать. И мы видим, как по всей России, и в частности в Верхневолжье, множатся примеры объединения усилий колледжей, бизнеса и власти. Яркий пример – проект «Профессионалитет». Также на местах возникают и другие инициативы, которые мы, со стороны Союза, рады приветствовать, поддерживать и рассказывать о них, – отметил Глеб Сафонов, исполнительный директор Союза директоров ССУЗ России.
– Программа «Профессионалитет» живет и здравствует, получает развитие. Практика экскурсий студентов на предприятия, чтения лекций производственниками – все это работает. Мы видим интерес бизнеса к образовательным программам наших учебных заведений и ожидаем присоединения новых колледжей и новых бизнес-партнеров, – прокомментировал Андрей Цуркан, председатель совета директоров профессиональных образовательных организаций Тверской области.
Напомним, за два ближайших года по проекту «Профессионалитет» в регионе планируют создать 7 кластеров по направлениям «Программирование, наладка и обслуживание мехатронных систем», «Эксплуатация роботизированных комплексов», «Наладка гидравлических и пневматических систем» и другим востребованным техническим профессиям.
Есть контакт!
Собравшиеся поделились конкретными примерами сотрудничества с работодателями.
– Наш колледж относится к министерству строительства, но у нас есть и такая специальность, как «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования». На нас вышла компания «РУМОС-Комтранс», они предложили вместе работать над подготовкой молодых специалистов. Сегодня восемь наших старшекурсников уже трудоустроены в этой компании, они на хорошем счету. Это здорово, – рассказывает директор Тверского технологического колледжа Светлана Дубинина.
– У нас налажен контакт с крупными работодателями, в том числе «Норд-Авто», в прошлом году договор о сотрудничестве заключен с «Тверьгазстроем». Немаловажно: если раньше мы искали базу, где студенты могли бы пройти практику, то теперь сами работодатели выходят на нас, наши выпускники востребованы в своем городе и регионе, – делится Владимир Рычков, заведующий отделением Тверского колледжа транспорта и сервиса, организатор практики.
Опытом привлечения молодежи в профессию поделился заместитель председателя HR-комитета РОАД (Ассоциации российских автомобильных дилеров) Сергей Кожухов. Он озвучил идею эффективной организации практики: создание информационной базы, где студенты смогут оставить заявку и пройти тестирование, а работодатель – не только выбрать будущих сотрудников, но и оценить, насколько его условия пользуются спросом у молодежи.
Представители РАСТО (региональная ассоциация станций техобслуживания) считают: в рамках дуального обучения студент должен со второго курса немалую часть времени проводить на производстве. В этой связи востребована инициатива создания на базе крупных предприятий собственных учебных центров. В Тверской области работа в этом направлении, как видим, уже идет.
Молодежь ставит условия
Собравшиеся сошлись во мнении: важно не просто обучать практикантов необходимым навыкам, но и прививать им понятия культуры производства, правильного обращения с отходами, грамотной организации труда. Отметили значимость ранней профориентации школьников, в том числе по программе «Билет в будущее». Подчеркнули необходимость работы с родителями: для подростка, выбирающего профессию, мама и папа – главные авторитеты. И чтобы дать сыну или дочери действительно важный совет, родителям неплохо бы разбираться в актуальных векторах развития экономики, самим иметь представление о «профессиях будущего», а главное, понимать, к чему лежит душа у их ребенка. Ведь высот достигают именно в любимом деле.
Но главный вопрос: а как видят свое будущее сами молодые люди? На встрече были озвучены результаты опроса, в котором приняли участие 3,5 тысячи студентов из разных регионов. Больше половины из них стремятся работать именно по специальности, 67% надеются на карьерный рост. При этом четверо из пяти опрошенных затрудняются сказать, по какой именно траектории этот рост пойдет, но хотели бы иметь четкий и понятный план. А значит, от активного сотрудничества бизнеса и образования выигрывает в первую очередь молодежь. Ведь это отличный способ обрисовать студентам живые, реальные и ясные перспективы.
Требования выпускников к работодателю также растут. Только лишь денег нынешнему студенту недостаточно. В числе принципиальных моментов молодежь называет «белую» зарплату, правовые гарантии и участие предприятия в социальных программах поддержки молодых специалистов.