В нынешнем году отмечается 200летие Отечественной войны 1812 года. Среди участников сражений были и башкирские полки, проходившие по территории Тверской губернии.
18 октября 1812 года газета «Северная почта» сообщала: «Из Вышнего Волочка сего октября 3го, 16го и 17го чисел прошли чрез наш город 3 башкирских полка, каждый из 500 человек, с полным вооружением и с множеством заводных верховых лошадей. Они следуют из Уфы, и соблюдаемый ими совершенный порядок военной дисциплины обратил на себя внимание здешних жителей, которые вслед за сими воинами воссылали усердные молитвы ко Всевышнему о даровании им победы над врагами нашими».
Можно представить, какое сильное впечатление произвели на вышневолоцких обывателей вид и амуниция башкирских конников: копья, сабли и кистени (сукмар), луки и колчаны со стрелами, щиты и старинные кольчуги. Интересно, а как в дальнейшем сложилась военная судьба этих полков, за которые в 1812 году молились жители Вышнего Волочка?
14 октября 1812 года в рескрипте императора Александра I П.Х. Витгенштейну о сформировании отряда под командованием князя П.М. Волконского для сообщения с корпусом Винцингероде находим: «По получении сведений от псковского гражданского губернатора о движениях неприятельских на Торопец, Белый и Сычевку, о чем он известил и вас, я спешу чрез нарочного сделать вам мое по сему заключение… Из Нижнего Новгорода следуют к корпусу вашему 3 уральские казацкие полки, кои прошли уже Вышний Волочек, то и отправил я генераладъютанта моего князя Волконского, дабы он отыскав сии полки, составил из оных отряд подобный находящемуся под командою барона Винцингероде» [охранявший дорогу на СанктПетербург на границах Тверской губернии. – Л.К.]
24 октября П.М. Волконский из Осташкова пишет командиру 1го отдельного корпуса П.Х. Витгенштейну: «По высочайшему е. и. в. повелению, данном мне октября в 15 день следовавшие из Нижнего Новгорода в корпус, вашему сиятельству порученный, три башкирских полка № 3, 4 и 5 присоединены на некоторое время к войскам вверенным под непосредственное мое начальство» [отряд Волконского был составлен в основном из дружин Новгородского и Петербургского ополчений. – Л.К.].
6 ноября кавалерия Волконского прибывает через Велиж и Сураж к Витебску и поступает в распоряжение генерала Витгенштейна. Князь Петр Михайлович докладывает командиру корпуса: «…имею честь донести вашему сиятельству, мне порученных, находятся башкирские полки: 3й – в деревне Боевой Смоленской губ., на р. Двине лежащей, 4й в г. Поречье, а 5й – в следовании в Витебск».
К этому документу прилагался табель о численном составе отряда. В башкирских полках состоят 54 оберофицера, 30 урядников, 1500 конников, 1536 верховых и 1294 вьючных лошадей.
Следует подробнее рассказать об истории создания этих трех полков иррегулярной конницы. После вторжения наполеоновской армии в пределы России в Оренбургском генералгубернаторстве в церквах и мечетях огласили Манифест императора Александра I. Военная служба башкир – исторически сложившийся вид повинности. Они отличались исключительно строгой дисциплиной. В 1812 году в Башкирии был неурожай, и люди голодали. В первые недели войны по инициативе простого народа были сформированы 3й, 4й и 5й полки, о которых мы и повествуем. В дальнейшем башкирские кантоны мобилизовали 27 тысяч воинов. Несмотря на голод, добровольцев снабжали всем необходимым: конями, обмундированием и оружием. Уже к 15 августа башкиры пожертвовали в пользу русской армии 500 тысяч рублей. На войну вместе с мужьями шли даже женщины. Конный полк состоял из 500 рядовых и 30 офицеров. Командирами полков (башлыктар) назначались как башкиры, так и офицеры русских казачьих войск. Воинов делили на сотни (йоз), пятидесятки (илле), десятки (ун). Каждый конник имел двух лошадей. Ружья и пистолеты у них были большой редкостью, но за мастерское владение луками французы позднее прозвали башкир «северными амурами». В бою они пользовались веками выработанной тактикой: «40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела (из лука – Л.К.), в сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытой грудью и засученными рукавами смело кидается на врага и, пустивши 4 стрелы, колет пикою».
Мастера стрельбы из лука на большие расстояния, они могли пронзить стрелой не только человека, но и лошадь.
13 ноября 1812 года князь П.М. Волконский привел свой отряд в Витебск, о чем рапортовал императору: «…ожидаю предписания от генерала – от кавалерии графа Витгенштейна. Башкирские полки, отряд мне вверенный составляющие следуют: 5й на соединение с 1м отдельным корпусом, 4й в м. Сенно, а 3й прибыл в г. Витебск».
Генераладъютант Волконский сдал свой отряд Витгенштейну и вернулся в Петербург. Башкиры восполнили недостаток кавалерии в корпусе, и новый командующий приказал (о чем доложил М.И. Кутузову 24 ноября): «Два башкирских полка – 4й и 5й… отправлены провожать 12000 пленных; 3й башкирский полк и одна дружина Новгородского ополчения командированы мною для содержания порядка в г. Витебске».
В дальнейших боевых операциях 1го корпуса против отступающих французскопрусских войск маршала Макдоналда башкирские полки примут самое активное участие. Они будут участвовать в заграничных походах 1813–1814 годов. Свирепый вид степных конников в Европе пугал не только французов, но и союзников, недавно воевавших на стороне Наполеона. Но немцев те удивили миролюбивостью, добротой и отзывчивостью.
4–7 октября 1813 года 4й и 5й башкирские полки участвовали в сражении под Лейпцигом. Наполеоновский генерал-де Марбо в своих мемуарах писал про них: «Эти новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая превратить нас в бегство при первой встрече в самый день своего появления, в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно».
За проявленную отвагу и мужество были награждены орденами: хорунжий 5го башкирского полка Нигметулла Газеев и войсковой старшина Бикчурин. После разгрома врага под Лейпцигом 4й и 5й полки участвовали в осаде Дрездена вплоть до его капитуляции 31 октября 1813 года. Особенно отличился 4й башкирский полк, воины которого были награждены орденами. В дальнейшем вместе с русской армейской кавалерией башкиры принимали участие в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Веймара.
Из трех полков, о которых мы рассказывали, только 5й башкирский полк победоносно вступил с русской армией в Париж. Конники получили серебряные медали «За взятие Парижа» 19 марта 1814 года. Знамя этого полка добровольцев сохранилось до наших дней и находится в Национальном музее Республики Башкортостан.
Леонид КОНСТАНТИНОВ, краевед, заслуженный художник РФ
Удомля
Рисунок автора