Постановка «История страсти» в 2019 году получила Гран-при российского фестиваля малых театров. Исполнители главных ролей Алексей Чимичаков и Ирина Петрова стали лауреатами премии губернатора Тверской области. И вот наконец-то тверские зрители смогли увидеть спектакль, о котором давно ходят разговоры в театральных кругах.
Когда-то в молодости Лев Толстой влюбился в простую крестьянку Аксинью, не мог ее забыть даже после того, как женился, искал с ней встречи, раздираемый стыдом и неутолимой страстью. А на склоне лет написал об этом повесть, которой дал красноречивое название «Дьявол». Плотские искушения, бес похоти, искушающий человека, способен разрушить жизнь человека, погубить его душу, семью, репутацию – вот в чем смысл названия.
У этой повести множество интерпретаций. Виктор Шкловский считал «Дьявола» произведением о лицемерии брака без любви, наш современник Василий Виноградов полагал повесть одним из самых эротичных произведений нашей весьма целомудренной русской классики. В общем, как в известном стихотворении Пастернака, который сокрушался, что «если бы я только мог, хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти».
Режиссер Владимир Коломак взял на себя чрезвычайно сложную творческую задачу – перенести страсти из «Дьявола» на сцену. Когда Лев Толстой тайно от жены писал повесть и прятал рукопись подальше, он вряд ли представлял, что когда-нибудь эту историю воплотят на театральной сцене.
И вот перед нами разворачивается история: молодой дворянин Иртенев «балуется» с крестьянкой Степанидой, потом женится на чистой девушке Лизе, а в итоге губит и себя, и тех, кого любил. Режиссер очень точно нашел слова, которыми завершается спектакль. Безумный Иртенев бросает в лицо зрителям: «Если я был душевнобольной, то все люди такие же душевнобольные, и самые больные – те, кто в других людях видят признаки сумасшествия, а в себе не видят».
У «Истории страсти» великолепная сценография, придуманная Юрием Муравьевым. Скупое оформление, по бокам – конструкции из досок, в центре – двустворчатые двери, которые, распахиваясь, открывают нам то сельский храм, то летнюю веранду хозяйского дома, то лесной шалаш, где молодой барин ждет возлюбленную. А пространство перед воротами превращается то в сельскую ярмарку, то в глухой лес, а то и в побережье Крыма. Костюмы Ирины Смирновой, хореография Ирины Коваленко – все гармонично подчинено общей творческой задаче, все работает на единый замысел. Актеры произносят монологи и тут же переходят на ремарки из текста повести, рассказывая о своих героях в третьем лице. Это необычное решение, оно словно задает дистанцию между повестью Льва Толстого и спектаклем Владимира Коломака…
Историю падения человека, поддавшегося искушению и погубленного непреодолимой страстью, великолепно раскрывает исполнитель главной роли Алексей Чимичаков. Его партнершами в спектакле выступают Ирина Петрова (Степанида) и Мария Барабанова (Лиза), воплощающие не только два типа женской красоты, но словно две стихии, два полюса, между которыми мечется несчастный Иртенев. Актеры точны, глубоки, деликатны, и, несмотря на явный эротический контекст этой истории, на сцене ни одной пошлой сцены, позы, движения. «История страсти» – психологически безупречное, тонкое и одухотворенное прочтение классики.
Владислав Толстов