Ржевская школа № 9 в октябре отметила 45 лет со дня основания. Здесь не боятся экспериментировать. Недаром учебное заведение одним из первых в области включено в реестр «Лучших образовательных учреждений России».
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории Марина Овсянникова всегда готова провести небольшую экскурсию по школе. Начинает со школьного музея. Среди экспонатов есть и раритеты. В советское время, например, школа была неоднократным победителем социалистического соревнования по подготовке к новому учебному году. После того как Красное знамя завоевали три года подряд, оно осталось на вечном хранении в этих стенах. Для нынешних учеников подобные призы уже в диковинку. Тут же другие награды, старые фотографии, учебники. В этом году одиннадцатиклассница принесла в подарок музею учебник немецкого языка 1941-го года выпуска. История школы бережно собирается и хранится руками учеников, учителей, родителей, многие из которых учились в 9-й школе. Преемственность поколений сохраняется не на словах, в том числе, если говорить об учительских династиях. К одной из них относится и сама Марина Юрьевна. У отца, который возглавляет школу, – 50 лет педагогического стажа, у мамы – 40, у нее – 25. Сложите эти годы – любопытная цифра получается.
Если перенестись в день сегодняшний, то сейчас это базовая школа в городе, методический центр. За последние десять лет здесь сделан большой скачок в оформлении, переоборудовании классов. В 2008 году был выигран миллионный грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В это же самое время школа вошла в проект по созданию информационных центров. В школе два компьютерных класса, где ребята занимаются информатикой, а также информационный центр, в котором есть зона индивидуальной и коллективной работы. Свободный доступ в Интернет позволяет ученикам готовить рефераты, заниматься самостоятельной исследовательской работой. В школе единая локальная сеть, оборудованы кабинеты учителей.
– С пополнением нашей материальной базы изменилась структура уроков, – рассказывает Марина Юрьевна. – У учеников появилась возможность проверить свои знания в системе он-лайн. Причем, начиная с начальных классов. Начальная школа проходит у нас через компьютерные курсы, здесь есть и уроки логики.
Школьники принимают участие в международном фо-руме «Одаренные дети», где около двадцати номинаций.
– В прошлом году у нас было девять финалистов, двое из них взяли гран-при. Родительский совет школы и муниципалитет выделили средства на подарки и денежные премии для победителей, – рассказывает Марина Овсянникова.
Среди учеников 9-й школы много участников всероссийских интернет-олимпиад по различным предметам для выпускников четвертых, девятых и одиннадцатых классов: «Кенгуру» (по математике), «Британский бульдог» (по английскому языку), «Русский медвежонок» (по русскому языку)… Удачно ребята также выступают в городских и областных олимпиадах. Причем, не только по тем предметам, которые им потребуются для поступления в вуз. Так, например, школьные команды завоевывали Кубок Губернатора по мини-футболу.
Участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, ученики собирают «портфолио» со своими достижениями. Это позволяет им претендовать на гранты при поощрении талантливой молодежи, а также рассчитывать на определенные преимущества при поступлении в вузы. В мае этого года, например, выпускница 9-й школы Аня Киселёва стала победительницей олимпиады «Покори Воробьёвы Горы», на экзамене по биологии набрала 98 баллов. Сейчас учится на химфаке МГУ. В прошлом году другая выпускница, Катя Мельник, сдала экзамен по биологии, набрав сто баллов. Подобный результат большая редкость.
ЕГЭ вышел за рамки эксперимента, однако продолжаются споры о его целесообразности. Один из аргументов против – создание стрессовой ситуации для школьников. По мнению Марины Юрьевны, за пять лет преодолен некий психологический барьер. Если школьника научили думать самостоятельно, а не заталкивали ему в голову определенный объем знаний, то и экзамен он выдержит. В 9-й школе сейчас на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий. В начальную школу приходит около половины здоровых детей, а при выпуске таких остается лишь треть. В образовательном процессе сегодня важно снять все стрессовые факторы и создать комфортные условия для обучения, считает завуч школы. Причем делать это нужно, начиная с первого класса.
Большое значение педагоги здесь придают традициям развивающего обучения, когда увеличение объема знаний сочетается с минимальной нагрузкой. Усвоение материала намного глубже и прочнее, когда школьник, анализируя, самостоятельно вычленил
На мой вопрос, каким должен быть современный учитель, Марина Юрьевна ненадолго задумалась:
– На эту тему можно долго рассуждать. Мне почему-то вспомнилась учительница иностранного языка Валентина Николаевна Лаврентьева. После окончания вуза в 1965 году она пришла работать в нашу школу. Два года назад ушла на пенсию. У нее всего две записи в трудовой книжке. По-моему, это пример преданности родной школе, своей профессии. Этому нельзя научить, с этим нужно родиться.
Александр ХОХЛОВ
Фото из архива школы