Не так давно стихла шумиха вокруг введения Единого государственного экзамена. ЕГЭ приобрел как сторонников, так и противников, которые спорят до сих пор. Но учителя и ученики в большинстве своем уже смирились с новой формой сдачи госэкзаменов и покорно готовятся к ним. В конце концов, это не самое главное – экзамены. Я всегда считала, что главное – полученные в школе основательные знания, за которые мы и должны отчитаться на госэкзаменах.
Новые образовательные стандарты, которые вводятся в России, на мой взгляд, являются логическим продолжением идеи ЕГЭ. Теперь старшеклассникам вообще не обязательно изучать все предметы, обозначенные в расписании сегодня. Школьники сами выберут дисциплины, которые, как они думают, понадобятся им в дальнейшем. Обязательные ранее литература, физика, биология, химия, история, математика, иностранный язык и прочие теперь объединены в шесть групп. Из них каждому ученику надо выбрать 1011 обязательных предметов. Однако он сам должен определиться, какие предметы будет изучать на базовом уровне (2 часа в неделю), а какие – на профильном (5 часов в неделю). Согласно новым стандартам, в число этих 1011 предметов входят и обязательные: ОБЖ, физкультура, исследовательский проект и пока не имеющий методичек и учебников новый предмет «Россия в мире». После негодования общественности в этот список (большое спасибо!) включили и русский язык.
«Кого мы вырастим?» – задаются вопросом граждане, небезразличные к данной проблеме. Может ли человек считаться образованным, если он не знает истории своей страны, понятия не имеет об астрономии, основы физики забыл, как только в восьмом классе закрыл учебник, а с произведениями многих великих русских писателей знаком по упрощенному пересказу?
Я спросила свою школьную учительницу, преподавателя русского языка и литературы, что она думает по поводу школьной реформы? «После 40 лет работы в школе я не вижу, что система образования меняется в лучшую сторону, – сказала она. – То, что ученика заставят отказаться от какихлибо дисциплин в пользу других, уже несправедливо. Знания школьника по отдельным предметам будут минимальные или их не будет вообще. В итоге мы получим недоучку. Допустим, ученик имеет, как сейчас говорят, „технический“ склад ума. Реформа дает ему возможность с легкостью „отмести“ гуманитарные предметы из своего расписания. Русский язык обязателен, но не литература. А если литературу не изучать, значит, объективно не научиться мыслить. Литература чем хороша? Она учит жить на примерах жизни других людей, даже если это всегонавсего литературный герой. Хотя о классической русской литературе трудно сказать, что она имеет дело только с книжными героями…»
И вот что примечательно: с этим мнением согласилось большинство опрошенных мною учащихся старших классов, которые действительно рады, что данная реформа их не успеет коснуться.
Государство старается нас «разгрузить», делая акцент на необходимых для дальнейшего образования предметах. Но для хорошей подготовки будущих абитуриентов по избранной ими специальности давно существуют профильные классы, в которых не исключают менее важные для учащихся дисциплины, а лишь сокращают часы обучения. Наряду с этим проводятся дополнительные занятия – факультативы.
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что далеко не все учащиеся к концу девятого – началу десятого класса точно знают, кем они хотят быть в будущем. И даже многие, ранее определившиеся, меняют свое решение и подают документы совсем не в тот вуз и не на тот факультет, на который хотели поступить раньше. А некоторые и вообще не хотят дальше учиться, а предпочитают начинать зарабатывать сразу после школы, занимаясь в том числе и индивидуальным предпринимательством. И для них полученные в школе знания на ближайшее время остаются основным образовательным запасом. Значит, школа должна думать и о них тоже.
Ксения НЕСТЕРОВА, ученица 10-го класса средней школы № 39, Тверь