Общение в соцсетях затягивает все большее число участников
Герой оскароносного фильма «Москва слезам не верит» был не прав: не телевидение заменит все и вся, а Интернет, точнее – социальные сети.
В них мы общаемся, влюбляемся, критикуем, покупаем и, конечно, делаем бизнес. По данным рекламного кабинета, во ВКонтакте обитает 423000 жителей Тверской области без привязки к полу и возрасту. Причем больше половины пользователей приходится на Тверь – 229000. Женщин из общего числа пользователей региона немногим больше половины – 230 тысяч.
Кстати, рекламный кабинет социальных сетей – нескончае мый источник информации для коммерсанта. Например, именно там мы узнали, что на всю Тверь есть всего 2000, из них младше 18 лет – 180 пользователей последней моделью айфона, которые имеют аккаунты во ВКонтакте. Остается надеяться, что куплен дорогой гаджет не в кредит и абонент не сидит на подножном корме.
С Facebook дело обстоит несколько иначе. Рекламный кабинет утверждает, что потенциальный охват только Твери составляет 130000 человек без учета пола и возраста, а женская аудитория составляет 74000 человек.
Кто в лидерах
Конечно, каждая социальная сеть «славится» своими особенностями поведения аудитории. Например, принято считать, что сеть «Одноклассники» больше представлена в регионах и ядром ее аудитории являются люди от 40 и старше, хотя многие интернет-маркетологи готовы спорить с этой информацией.
Facebook рекомендует себя как бизнесплощадка для общения взрослой, образованной тусовки. По последним данным, 62% русской аудитории владеет одним и более иностранным языком, 45% имеют айфон, это на 15% больше, чем во ВКонтакте.
Самая молодая и продвинутая аудитория принадлежит, конечно, Instagram, возраст самой массовой группы его пользователей 15–35 лет.
В России проникновение соцсетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн россиян. По данным Statista, активнее всего в РФ используют YouTube (63% опрошенных), второе место занимает ВКонтакте – 61%. Глобальный лидер Facebook лишь на четвертой строчке с показателем в 35%.
По данным Brand Analytics, почти 25% населения – активные авторы ВКонтакте. Для Санкт-Петербурга проникновение этой соцсети составляет 65,3%, а для Москвы – всего 38,2%. Facebook практически не представлен в регионах – более 50% контента публикуется авторами из Москвы. В Instagram хотя бы одно публичное сообщение в месяц публикуют 16,2% россиян. Москвичи наиболее активно представлены в сети – 36,5% населения, совсем немного отстают Севастополь – 34,6% и Калининградская область – 30,6%.
В мире картинка совсем иная. Первенство здесь занимает Facebook с аудиторией больше двух миллиардов человек! А следом идет YouTube с полуторамиллионной аудиторией. Что в целом соответствует тренду – прогрессирующей популярности видео.
Как видите, данные разнятся в зависимости от источников и точное количество пользователей в социальных сетях найти практически невозможно.
Бизнес в Интернете
В социальных сетях можно не только общаться и знакомиться. Здесь можно вызвать такси, заказать пиццу, купить тур и многое другое.
И если пока мы не платим за использование социальных сетей, платит рекламодатель. Вспомните, как часто в ленте ваших новостей мелькает назойливая реклама. Так вот, это буквально означает, что предприниматель купил у социальной сети ваше внимание. И реклама здесь может быть очень эффективной, а может просто «слить» бюджет. Не каждый товар может и должен быть прорекламирован в социальных сетях.
И тверской бизнес все больше погружается в digital и все сильнее ассимилируется с социальными сетями. Кажется, аккаунты в социальных сетях есть абсолютно у всех представителей предпринимательства – от ИП «Ноготочки» до крупного машиностроительного завода.
О рынке SMM в Тверской области расскажет директор по продукту агентства интернет-маркетинга «Brainmarket» Георгий Новиков:
– Бизнес серьезно вырос в своем восприятии Интернета как инструмента продвижения, в том числе и SMM. Клиенты стали интересоваться аналитикой, рентабельностью рекламных вложений, и требования к исполнителям выросли. Теперь рекламодатели хотят видеть прямую связь между вложенными средствами и объемом полученной прибыли.
Специфика нашего бизнеса в том, что мы конкурируем без привязки к геолокации. Среди наших клиентов есть компании, расположенные за пределами региона и даже страны. Однако и конкурирующие агентства могут предоставлять свои услуги тверскому бизнесу не только из нашего города, но и удаленно. Кроме того, на рынке работают как агентства, так и фрилансеры, которые также конкурируют друг с другом. Так что наше преимущество – возможность работать удаленно на любом географическом рынке – является одновременно и нашим ограничивающим, рисковым фактором. Кстати, «Brainmarket» – единственный в регионе сертифицированный партнер Яндекса и Google, так что уровень профессионализма серьезно помогает нам в работе.
Как видите, разброс качества предоставления услуг и уровня цен настолько широк, что оценить рынок и тем более представить серьезные числовые данные пока не представляется возможным. Поэтому оплата за продвижение компании в социальных сетях может варьироваться от 3 тысяч рублей до 20 и даже 50 тысяч. А затраты на таргетированную рекламу могут быть ограничены только объемом вашего кошелька, ну и, конечно, принципом целесообразности.
Пусть меня научат
Соцмедиа эволюционируют так стремительно, что за ними не поспевают классические университеты. За партой работать в SMM вас скорей всего не научат. За знаниями придется обратиться в Интернет.
Наиболее часто встречающиеся школы, которые научат профессии SMM-менеджера, предлагают «Нетология», «Skillbox», «ConvertMonster», «GeekBrains» и многие другие школы.
Мы поинтересовались у руководителя центра развития карьеры «Нетология групп» Андрея Виноградова, чем отличается рынок труда в digital-сфере столицы и провинции. Вот что он рассказал:
– Довольно большой период я прожил в Тверской области, в Конакове, и могу сказать, что различия между Москвой и Тверью – минимальны. Многие заказчики в области digital, которые находятся в Москве и готовы рассматривать работников на удаленную занятость, безусловно, обращают свой взор на региональный рынок труда – ввиду чуть меньших зарплат, но той же компетенции. Чаще всего на этом поприще трудятся дизайнеры, разработчики и интернет-маркетологи. Что касается наших студентов, то примерно 50% из общего количества – из Москвы, еще около 20–25 процентов проживают в Санкт-Петербурге, а остальные распределены по всей территории России и СНГ. За прошлый, 2018-й, год в «Нетологии» училось 44 жителя Твери, большая часть которых обучалась по направлению «Интернет-маркетинг», и лишь единицы – по направлению «Программирование». Серьезной альтернативы московским школам в Твери пока не наблюдается. Да и формат онлайн-обучения позволяет получить заветный диплом без отрыва от места жительства и работы.
Словарь терминов
Язык соцсетей стремительно проникает в нашу речь. И вот уже трехлетняя девчонка в детском саду наотмашь «ставит лайки» своим соседям по горшкам, а подростки выходят «пообщаться» в общий чатик во ВКонтакте.
Представляем вашему вниманию небольшой словарь опытного пользователя социальных сетей и начинающего маркетолога, который будет понятен любому подростку и пригодится для чтения этой статьи.
SMM – Social Media Marketing (англ.) – буквально маркетинг в социальных сетях. Это процесс привлечения внимания к бренду или продукту через социальные сети для решения бизнес-задач.
Digital (англ.) – это слово буквально означает цифровое устройство. Им называют сферу работы с цифровыми устройствами – Интернет, телевидение, социальные сети и медиа в Интернете.
Аккаунт – регистрационная запись в какой-либо системе: Одноклассники, Яндекс, Google и т.д.
Контент – (англ. content – содержание) – абсолютно все, что вы постите в социальных сетях, любая информация, аудио и видеофайлы, тексты, графические изображения, анимация, картинки и др.
Бан (англ. запрещать) – ограничение, блокировка. Забанить можно как пользователя, так и целый ресурс, например сайт или группу в социальных сетях. Происходит это, как правило, из-за нарушения правил поведения.
Блог (англ. web log) – онлайновый дневник. Электронный дневник в онлайнформате.
Зафолловить / расфолловить – от англ. to follow – следовать за кем-либо. В Twitter – добавить в ленту для чтения, подписаться на чьи-либо обновления. Расфолловить – отписаться от чьих-либо обновлений.
Зафрендить, отфрендить – от английского friend – друг. Зафрендить – подружиться, добавить кого-то в друзья на каком-либо социальном ресурсе, отфрендить — удалить из друзей.
KPI – Key Performance Indicators – ключевые показатели эффективности, используемые для измерения поставленных перед компанией целей в социальных сетях. Например, если цель присутствия в социальных медиа – вывод на рынок нового продукта, то в качестве KPI могут быть следующие показатели: количество упоминаний продукта; число подписчиков и др.
Таргетированная реклама – это объявления любого формата, которые демонстрируются только тем пользователям социальных сетей, которые удовлетворяют определенному набору требований, заданному рекламодателем.
Елена ОКУНЕВА