Марина Кузовкина из Ржева была заводилой, бесенком в юбке, в хорошем смысле этого слова. Ребята сбегали ночью под ее чутким руководством в лес на костер и там читали стихи, пели песни, размышляли о жизни и мечтали о будущем. Для меня она в чем-то оказалась настоящей музой, в нее просто невозможно было не влюбиться. А значит, пришлось стать королем вальса на вечере танцев, победить у разрядника в настольный теннис и занять первое место, ну а потом на весь регион по областному радио впервые прозвучали мои стихи о «Ровеснике».
Думал, что ее призвание – театр. Когда она читала «Балладу о зенитчицах» Роберта Рождественского, то мурашки бегали по коже. А когда приехал на встречу ровесников в Ржев, то увидел ее в постановке спектакля «Три мушкетера» на сцене местного Дома пионеров, сейчас Дом детского творчества. И это тоже было незабываемое зрелище. Потом, как это и бывает, судьба развела в разные стороны. Встретились лишь через 30 лет. Профессия журналиста привела меня в кабинет завуча по воспитательной работе и учителя истории МОУ СОШ № 9 имени В.Т. Степанченко города Ржева. На пороге меня встретила женщина с такой знакомой и озорной улыбкой. Как оказалось, Марина, теперь уже Овсянникова, подарила свой талант и вдохновение детям. И ей есть чем гордиться на сегодняшний день.
Не в регалиях и наградах, конечно, дело. Но если в двух словах… В 2010 году Марина Юрьевна стала автором учебно-методического пособия «Моя Великая малая Родина». Многие педагоги и девятиклассники Верхневолжья используют его на уроках исторического краеведения. На подаренном мне экземпляре она написала: «А я это сделала! Вот!». Особенно познавательно и объективно звучит материал, посвященный истории Ржевской битвы как наиболее трагического события Великой Отечественной войны. Подача позволяет объективно и без прикрас взглянуть на кровавую и великую страницу из истории нашей страны. Любопытно, что сценарии уроков Марина Овсянникова разрабатывала вместе со своими учениками. Впрочем, а как же иначе? Только при таком подходе возможен вдумчивый и всесторонний подход к истории, которая станет подростку интересна для изучения.
В 2012 году Овсянникова завоевывает грант за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание. А полтора месяца назад она стала победителем конкурса лучших учителей образовательных учреждений, расположенных на территории Тверской области. Приятная новость, ведь среди лауреатов единицы, которых можно по пальцам пересчитать. Марина Юрьевна – лучшая в своей профессии!
Кстати, когда разговорился с Мариной по душам, в голове мелькнула мысль, что учителями не только становятся, но и рождаются. Ведь папа и мама у нашей героини тоже педагоги, а если брать всех троих, то их общий стаж работы приближается к полутора сотням лет. Так сказать, педагогическая династия. Марина рассказала, что папа ездил, еще во время учебы в Шуйском пединституте, к маме на свидания на мотоцикле, а шляпу возил в мешочке, чтобы не запылилась. Потом сельская школа в Сибири, которая стала серьезным испытанием для молодой семьи. Даже проверка тетрадей – это была особая история.
– В комнате спала я, мама проверяла тетради за кухонным столом – она учитель начальных классов. А папа, завесив дверь одеялом, чтобы я не проснулась, тоже проверял свои тетради по физике и математике на полу на кухне, лежа на пороге: туловище в комнате, а голова и руки – на кухне! – улыбается Марина.
Вся жизнь вертелась вокруг школы с рождения. В школе на педсовете ей определили крестных, а имя дали папины ученики. Было это в селе Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области. Говорят, что с тех пор имя Марина там стало популярным. Потом переехали в Ржев. По субботам детский сад не работал, и пристанищем для ребенка становилась лаборантская кабинета физики или последняя парта в мамином классе. Вот такая история. Когда школа – второй дом, то с ней трудно расстаться.
Вот уже более 30 лет Марина Юрьевна сама преподает в школе. И с удовольствием провела небольшую экскурсию. Начали со школьного музея. Среди экспонатов есть и раритеты. В советское время, например, школа была неоднократным победителем социалистического соревнования по подготовке к новому учебному году. После того как Красное знамя завоевали три года подряд, оно осталось навечно в этих стенах. Для нынешних учеников такие призы в диковинку. Тут же другие награды, старые фотографии, учебники. Например, учебник немецкого языка 1941 года выпуска. Ученики, их родители, педагоги собирали экспонаты, поэтому они всем и дороги.
Если перенестись в день сегодняшний, то девятая школа – это базовая школа в городе Ржеве, методический центр. И единственная школа, где сдают ЕГЭ и ОГЭ выпускники города и Ржевского района. За последние годы сделан большой скачок вперед в обучении. В 2008 году, например, был выигран миллионный грант в рамках приоритетного национального проекта «Образование». И в то же самое время школа вошла в проект по созданию информационных центров. Компьютерные классы, свободный доступ в Интернет позволяют ученикам готовить рефераты, заниматься самостоятельно исследовательской работой.
– Ученики могут проверить свои знания в системе онлайн. Причем начиная с начальных классов, где для младших школьников проходят компьютерные курсы. В общем, стараемся шагать в ногу со временем, – рассказывает Марина Юрьевна, с гордостью демонстрируя их информационный центр.
А участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, в том числе и всероссийских интернет—олимпиад по различным предметам, ученики собирают «портфолио» своих достижений. Это позволяет им претендовать на гранты при поощрении талантливой молодежи, а также рассчитывать на определенные преимущества при поступлении в вузы. И еще. В школе большое значение придают традициям развивающего обучения, когда увеличение объема знаний сочетается с минимальной нагрузкой. Ведь, по большому счету, никакие сто баллов за ЕГЭ не заменят здоровья. Ну и здоровьесберегающие технологии в школе стараются использовать по полной. Тот же ЕГЭ – это стрессовая ситуация для школьников. А в прошлом учебном году, как рассказала Марина Овсянникова, увеличилось общее количество времени на проведение экзамена. И появилась излишняя нервозность, которую мы на пункте помогаем ребятам и взрослым преодолеть.
Профессионал о своем любимом деле может говорить бесконечно. Это здорово, что у нас есть педагоги, для которых школа – это маленькая жизнь. Можно только позавидовать их воспитанникам.
– В прошлом учебном году я проводила в большую жизнь свой очередной выпускной класс. И все те, кто хотел, учатся дальше в вузах страны, так что своей работой я довольна, – как бы подводит итог нашей встрече Марина.
А мне стало жаль, что нельзя объять необъятное. И что нет у человека второй жизни, которую Марина могла бы прожить на сцене. Талант театральный, несомненно, был. Впрочем, теперь это могут сделать за нее ее ученики.
Три вопроса Марине ОВСЯННИКОВОЙ
– Школа – это?
– Много в этом слове собрано всего доброго, светлого, счастливого, ну и, конечно же, тревожного. Ведь именно в школе начинается формирование у маленького человека понимания своей ответственности, нужности, значимости, дружбы, первой влюбленности.
– Идеальный учитель?
– Таких не бывает. Но мне почему-то вспомнилась наша учительница иностранного языка Валентина Николаевна Лаврентьева. Она уже на пенсии, и у нее всего две записи в трудовой книжке: о приеме на работу и об окончании трудовой деятельности в школе. По-моему, это пример преданности родной школе, своей профессии. Этому нельзя научить, с этим нужно родиться.
– Если не педагог, то кто?
– Меня когда-то манила сцена, а сейчас я заядлая театралка. И, не буду скрывать, что иногда урок – это театр одного актера, который в свое действо вовлекает заинтересованных зрителей, делая их полноправными участниками процесса.
Александр ХОХЛОВ
Фото из архива Марины ОВСЯННИКОВОЙ