Владимир Иванович Даль, знаменитый русский лексикограф, этнограф и прозаик, назвал Тверскую губернию «по говору самой безобрАзной, пёстрой, смешанной». И объяснял это тем, что сюда «исстари переселялись со всех концов по поводу смут, войн, мора и прочего жители со всех концов Руси» и потому «Тверь пестра, как сорока: туда, очевидно, селился народ со всех концов… здесь находим все четыре говора». А в его «Толковом словаре живого великорусского языка» около 14 тысяч слов имеют помету «тверское».
Столь занимательные сведения о языковом своеобразии нашего края я почерпнул из новой книги «Лингвистическое краеведение» (Тверь: Твер. гос. унт, 2011. – 160 с.), составленной известными тверскими филологами, специалистами кафедры русского языка ТвГУ – доцентом Н.М. Сергеевой и профессором Т.В. Кирилловой (ныне покойной). Книга эта не только весьма богата по содержанию, но и полезна во многих отношениях: перед нами – сборник дидактических материалов по лингвистическому краеведению, предназначенных для использования в школьной практике изучения русского языка.
Тяжело признавать, но в современном российском обществе уровень владения несметными сокровищами русского языка катастрофически падает день ото дня, а культура словоупотребления во всех его сферах представляет собой прискорбное зрелище. Остановить этот смертельный для нашего национального бытия процесс возможно лишь непрерывным воспитанием уважения к русскому языку, к осознанию острой необходимости его глубокого и надлежащего изучения, начало которому – школа, а продолжение – вся жизнь.
Собранные в книге материалы – самые разносторонние: конспекты уроков, тексты для устных и письменных изложений, множество познавательных заданий по словообразованию, морфологии, синтаксису, а также увлекательные вопросы и задания для викторин. Отдельные главы отведены использованию на школьных уроках русского языка тверских загадок, текстов местных авторов и региональной лексики, а также ономастике (изучению имен собственных и прозвищ людей) Верхневолжья.
Методическая основательность и выверенность книги не подлежит сомнению. Многие творческие задания просто захватывают желанием их выполнить, поскольку пробуждают дух здоровой состязательности, обостряют воображение и интеллект. Так, одно из них предлагает ученикам обратиться к словарю тверских говоров и определить, чьи звуки выражены следующими глаголами: блекотать, бляить, брехать, брякотать, вячать, вячить, гакать, гаркать, гукотать, гумкать, гурчать, жиркать, закокотать, квокать, мыкать.
А известны ли нам «неожиданные смыслы» диалектизмов и как можно объяснить их появление: латышка – ребенок, начинающий говорить; капустница – женщина, пришедшая рубить капусту; рукастый – человек, склонный к воровству? И уж совсем необычное: негодяй – милый, влюбленный; балбес – человек огромного роста; заочник – тайная зазноба…
Наряду с учебными целями книги, ее авторы не забыли и о самом главном: каждое задание, каждое упражнение, каждый вопрос – это маленькая, но твердая ступенька к познанию неповторимой языковой красоты Тверского края, его прошлого, настоящего и будущего. Ведь в тверских словах, названиях, именах, пословицах как в фокусе отразились и сконцентрировались целые пласты истории, народная практичность, житейская мудрость, надежды, чаяния, идеалы, философские взгляды на окружающую реальность… А практика, к примеру, показывает, что современные школьники знают очень мало пословиц, не всегда верно понимают их смысл, не чувствуют их образную прелесть и меткий юмор. Опровергает книга и стереотипное мнение о том, что загадки интересны только малышам, а в школе их использование следует ограничить орфографическими или пунктуационными упражнениями. Между тем, каждая загадка – не только крупица мудрости, но и замечательная художественная миниатюра, которая несет самые неожиданные знания о быте и занятиях, обычаях и ремеслах, давно ушедших из обихода. О чем вот такая загадка: «Режут меня, бьют нещадно, колесуют меня; пройду огонь и воду, и конец мой – нож и зубы»? Не стоит содрогаться от испуга или негодования: здесь перечислены все действия по выпечке хлеба – главной крестьянской еды. Или: «Лежит свинка – вырезана спинка» – деревянное корыто.
Можно только порадоваться за школьных педагогов Твери и области: они получили нужную и серьезную книгу, написанную по последнему слову науки. Кроме того, в настоящее время подготовлена к изданию ее вторая часть – так называемая «Рабочая тетрадь».
Александр БОЙНИКОВ