Тверская область безболезненно и мягко вошла в отопительный сезон. Собственно, подключение к теплу соцобъектов, а потом и жилого фонда даже не стало новостью.
А все потому, что теперь мы встречаем холода без нервного ожидания: а дадут ли отопление хотя бы к середине октября, а не заморозят ли дом зимой из-за аварии на магистральной трубе, которую так и не отремонтировали летом. И ремонтируют по плану, и тепло подают по плану, причем в ранние сроки. В большинстве районов области отопление социальных учреждений (школы, больницы, клубы) начали еще в сентябре. Часть муниципалитетов (Рамешковский, Сонковский, Торопецкий, Кимрский, а также Тверь) открыли отопительный сезон 1 октября. И только четыре муниципалитета оказались в числе «отстающих», но и они должны были устранить все замечания к 19 октября, этот срок губернатор определил как крайний.
В марте 2016 года, когда Игорь Руденя возглавил Тверскую область, трубы рвались одна за одной. Многих тогда удивило, что исполняющий обязанности губернатора чуть ли не на третий день работы отправился на место очередного прорыва – разбираться. А он, наверно, очень удивился, узнав, что за отопительный сезон 2015–2016 гг. было зарегистрировано около 12 тыс. жалоб на работу ЖКХ. И что никто не попробовал развязать этот гордиев узел. «Недогревы», «порывы», замерзающие в мороз жильцы отключенных от отопления домов и коллективные жалобы оставались главной темой информационных выпусков.
ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДСТВО
По количеству объектов ЖКХ – котельные, станции, насосы, трубы – Тверская область входит в пятерку наиболее оснащенных регионов Центральной России. По суммарной площади жилого фонда, 39 тыс. кв. м, мы в ЦФО уступаем только Москве, Туле и Воронежу. А вот по степени износа коммунальных сетей занимаем 19 (!) место. То есть наш жилфонд – это много ветхих домов, к которым тянутся ржавые, годами не ремонтируемые трубы.
Еще более неприятным открытием для исполняющего обязанности губернатора стала информация о том, что практически вся сфера ЖКХ неподконтрольна государству. В 90-е, во времена «дикого капитализма», ресурсоснабжающие компании перешли в частные руки. А частный собственник, тем более если он становится распорядителем монопольно оказываемой услуги, меньше всего заботится о благополучии получателей этих самых услуг. Потребитель находится в заведомо проигрышной ситуации и может жаловаться куда угодно, но никуда не денется – заплатит как миленький.
К чему это привело? За десять лет частники в «коммуналке» довели отрасль до ручки. Программы ремонтов сокращались, долги перед поставщиками ресурсов росли. С другой стороны, росли и неплатежи квартиросъемщиков – какой смысл платить за тепло, если его все равно нет. «Коммуналка» превратилась в линию фронта: каждый держал свою оборону. Дельцам помогало могучее лобби из депутатов и чиновников, которые и слышать не хотели о том, что систему надо менять.
ЖКХ – это отрасль, которая непосредственно связана с уровнем жизни населения. То есть от качества коммунальных услуг зависит, например, будут ли люди связывать с нашей областью будущее свое и своих семей. Уровень жизни, качество среды – это ключевые вопросы, если ты собираешься управлять регионом. И Игорь Руденя, конечно, прекрасно понимал: пока не будет решен вопрос с эффективным управлением этой собственностью, не будет и никакой «политики» – в том смысле, что людям бесполезно будет что-то обещать.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР
Есть такое экономическое понятие – институциональный инвестор. Это инвестор, который заинтересован не в получении прибыли, а в развитии среды обитания: чтобы по дорогам можно было ездить, чтобы школы были отремонтированы, вода по трубам подавалась бесперебойно, неочищенные стоки в реки не лились. В сферах, связанных с жизнеобеспечением населения, таким инвестором всегда является государство. Логично, чтобы ему принадлежали и все активы жизнеобеспечения, в том числе коммунальные.
Сегодня основные региональные операторы – «Тверьводоканал», «Тверская генерация», ТСАХ – находятся под жестким государственным контролем. Частники свою линию обороны за кормушку сдали под натиском политической силы и железной воли губернатора Игоря Рудени. Теперь трубы, по которым подается тепло, – это не источники прибыли для каких-то мутных фирм, а элементы городской инфраструктуры, о сохранности которой заботятся.
Когда государство берет на себя оказание услуги, оно гарантирует и то, что качество этой услуги будет высоким. И что потребителя не обманут. В 2017 году, опять же по предложению Рудени и в процессе борьбы с жилищно-коммунальным бардаком, в Тверской области появился единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Тогда же начала работу межведомственная комиссия, разбиравшая дела по долгам за коммунальные платежи. И количество неплательщиков стало стремительно сокращаться, а собираемость платежей достигла 98% – это один из самых высоких показателей в ЦФО.
За последние три года количество денег, которые правительство региона вкладывает в модернизацию ЖКХ, увеличилось в шесть раз! В 2019 году на модернизацию и капитальный ремонт объектов топливно-энергетического комплекса в муниципалитетах направили больше 590 миллионов рублей. В 2017 году, для сравнения, – 96 млн. Результат: число аварий на сетях сократилось, как и количество нареканий граждан на работу коммунальных служб.
ПЛАНОВАЯ ПОДГОТОВКА
К отопительному сезону теперь можно готовиться планово, системно, заранее. Например, прошлый отопительный сезон по плану завершился 12 мая. Но еще до его завершения, 2 марта, вышло постановление областного правительства о создании комиссии по контролю за ходом подготовки к отопительному сезону 2020–2021. Эта комиссия существует не на бумаге, она изучает ситуацию в муниципалитетах, где в прошлом отопительном сезоне было зафиксировано больше всего жалоб на работу коммунальных служб и где сезон прошел лучше всего. Для примера: в июле члены комиссии провели выездные совещания в Бежецке, Торжке, Нелидово и Ржеве, в августе – в Осташкове и Бологое, в сентябре обследовали все сельские поселения Конаковского района. Параллельно с этим изучали подготовку котельных и тепловых сетей, программу летних ремонтов, смотрели, как идут работы на отдельных объектах. По итогам работы комиссия выносила в правительство рекомендации по каждому из «проблемных» муниципалитетов.
Еще надо напомнить, что сегодня каждый муниципалитет получает так называемый «паспорт готовности» (их ввели в 2017 году), то есть перед началом отопительного сезона предъявляет полный анализ состояния сетей, котельных, аварийных запасов. «Паспорт готовности» очень дисциплинирует местных руководителей, потому что они знают: с первого раза не сдал – дадут вторую попытку, со второго раза не сдал – муниципалитет поставят на контроль в областном министерстве энергетики и ЖКХ, а вот кто и в третий раз не сдаст, тому придется объясняться с губернатором. В первый год, кстати, «паспорта готовности» с первой попытки получили только 44% муниципалитетов, год спустя – уже 77%, сейчас цифра колеблется около 90%, но еще есть над чем работать.
Владислав ТОЛСТОВ