27 ноября в Ржеве состоится премьера фильма «Ржев» – специально для жителей города и приглашенных гостей
Московский предпросмотр, на который пригласят ветеранов войны, участников съемок и официальных лиц, пройдет 30 ноября в Музее Победы на Поклонной горе, а в широкий прокат фильм выйдет 5 декабря. Мы тоже посмотрели «Ржев» (режиссер Игорь Копылов, в главных ролях Сергей Жарков, Иван Батарев и др.) и составили о нем представление.
В последние годы вышло несколько фильмов о Великой Отечественной, причем, что характерно, именно о начальном ее этапе, о первом годе войны: «28 панфиловцев», «Т-34»… В этой тенденции есть определенный смысл. Первый этап войны, когда армия и народ выдерживали страшный натиск вермахта, отступали, проигрывали, но верили в то, что мы победим, – это идеальный сюжет для творческого осмысления. Здесь есть все – и драматургическая заостренность, и возможность показать самые разные черты своих героев, которые даже в ситуации отчаянной безнадеги не прекращают сопротивления. Первый год Великой Отечественной – это еще и повод рассказать о тех, кто не дожил до Победы, для кого она была еще очень далека, но шел в бой, защищая свою Родину… Теперь в этот ряд встает и фильм «Ржев», повествующий об одном эпизоде Ржевской битвы зимой 1942 года.
…Рота советских солдат готовится идти в атаку на занятую немцами деревню. Старшина обходит цепи и говорит – чтобы не кричали мне «за Родину», молча бегите! Командир роты замечает на это – все равно будут кричать, от страха, новички еще (после в фильме прозвучит, что рота сформирована всего десять дней назад). Молодой красноармеец жалуется старшине – мол, звездочка с шапки оторвалась. Тот не успевает ответить – начинается атака. Через несколько минут нам покажут поле боя, усеянное мертвыми телами. Среди убитых – тот самый красноармеец, все еще сжимающий в ладони оторванную звездочку. Камера наезжает, звездочка приближается – и внезапно превращается в название фильма: «Ржев».
Самое первое впечатление – как убедительно у нас научились снимать войну. Первый эпизод фильма, атака на деревню – настоящее военное зрелище! Броско, страшно, динамично, стремительно. Жизнь и смерть сплетены воедино, пули впиваются в тела, взрывы разбрасывают тела бегущих, кричат и стонут раненые, что-то орут немцы, на которых набегает волна атакующих. Это очень сильная сцена, вполне сопоставимая с эпизодом высадки десанта в «Спасении рядового Райана» (который авторы «Ржева» в нескольких моментах буквально цитируют). И этот страшный и динамичный эпизод служит как бы прологом ко всему фильму.
Сюжет «Ржева» – события одного зимнего дня 1942 года. Рота, состоящая почти целиком из необстрелянных бойцов, взяла небольшую деревню Овсянниково. Как говорит один из солдат, «по-честному, деревню мы взяли дуриком» – выбили немцев, положили половину роты. Теперь следует ожидать немецкой контратаки. Немцы ушли в соседнюю деревню Усово, взять которую не получается. «Эх, если б мы сразу взяли Усово, – говорит один из героев фильма, – у нас был бы рубеж. А так нас выбьют из Овсянниково в чистое поле и нас же обвинят, что мы деревню сдали». Но сдавать деревню не собираются, хотя на все просьбы в штаб прислать подкрепление, потому что потери в роте большие и деревню не удержать, оттуда присылают только два пулеметных расчета. Собственно, весь фильм «Ржев» – это бой за деревню, ожидание нового боя, и снова бой, небольшой эпизод войны, уложившийся менее чем в сутки.
На что сразу обращаешь внимание – на фактуру. Как выглядят красноармейцы, немецкие солдаты, во что одеты, чем воюют. Известно, что у большинства зрителей военных фильмов сформировался такой «реконструкторский» взгляд – насколько реалистично авторы отобразили место и время действия? Я не специалист, но мне показалось, что визуальная сторона фильма выполнена исключительно грамотно. С тщательной «прорисовкой» деталей. Все выглядит аутентично, как и должно было выглядеть в январе 42-го: солдатские самокрутки, полевые телефоны, шапки, очки, винтовки, избы, окопы, фляжки… Снег вокруг окопов черный от дыма и красный от крови – и даже в этом отличается от белоснежных сугробов, которые окружают боевые позиции в других военных фильмах. В «Ржеве» внимание к мелочам сквозит буквально в каждом кадре. Тут даже промелькнувшая на секунду этикетка на банке немецкой солдатской тушенки явно сверялась с каким-то прототипом. И нет, например, зарослей борщевика, как в фильме «Т-34» (в 1941 году, ага). В том, что касается «как это показано», «Ржев» сделан если не безупречно (дотошные критики всегда найдут неточности), то весьма реалистично, убедительно, живо. Временами настигает настоящий эффект того, словно зритель сам находится в этой деревне Овсянниково, настолько хорошо сделана «картинка».
Герои фильма. Опять же особенность жанра военной драмы: ни одной женской роли, ни одной детской роли, вдобавок все персонажи одеты в одинаковую форму и их слишком много, а надо каждому дать сколько-то экранного времени, чтобы зритель их запомнил. Но и здесь авторы фильма постарались. Придумали каждому какую-то деталь, индивидуальную манеру, словечко, шутку, факт биографии. И мы запомним, что сержант Костик Кравцов и новобранец Виктор Сомов до войны жили на соседних улицах в Москве (на этом, кстати, построен один из сюжетных поворотов фильма); что трусоватый Журкин был парикмахером в Брянске, у немногословного Мачихина четыре дочери («а я всю жизнь о сыне мечтал»), а командир роты до войны был главным инженером на шахте.
Нашлось в фильме место и незатейливому солдатскому юмору. «Сегодня Наркомздрав победил Наркомзем», – произносит после атаки один из красноармейцев, и зрителю, который не в курсе, при чем тут наркомат землеустройства и наркомат здравоохранения, нужно объяснить: красноармеец просто говорит, что после атаки живых и раненых в роте больше, чем убитых. Нашлось место и типичным, где-то даже ходульным, растиражированным в военном кино персонажам вроде балагура с украинским акцентом или еврея-политрука – тут у нас широкое поле для сравнений, от сериалов «про войну» до западных фильмов о Великой Отечественной вроде «Враг у ворот». Впрочем, нельзя сказать, что это недостаток: реплики у персонажей звучат всегда к месту и в тему, хотя есть ощущение некоторой натужности. Впрочем, диалоги – далеко не самая сильная сторона военных фильмов. Даже тех, которые являются экранизациями литературных произведений (фильм «Ржев» снят по повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью»). Причина тут не в какой-то актерской неумелости. Все дело в другом: в боевой обстановке; подозреваю, солдаты в общении употребляют такие слова, которые по закону звучать с экрана не могут.
Сказав о достоинствах, не будем молчать о недостатках. Хотя эти недостатки характерны для всего современного российского кино «про войну». Здесь есть штампы, кочующие из фильма в фильм. Есть генерал, не желающий посылать подкрепления и дающий своему решению странное объяснение («мы хотим, чтобы немцы увидели не только то, что мы умеем воевать, но и то, что мы умеем умирать»). Есть отмороженный особист, посылающий солдат под обстрелом собирать разбросанные по полю немецкие листовки. Есть высказывания вроде «а когда советская власть народу доверяла?». Все это – причуды нашего постсоветского военного кинематографа, пережевывание либеральных мифов о Великой Отечественной войне – «завалили трупами», «воевать не умели», «в атаку гнали кровавые упыри-особисты». Все это, скажем так, не добавляет доверия к фильму.
Но это так, мысли вслух. Фильм «Ржев» получился хороший. Война в «Ржеве» изображена не так гламурно, как в «Т-34», это, скорее, такой суровый жесткий реализм в духе «28 панфиловцев». Попробуем ответить, зачем нам нужен фильм «Ржев».
По сути, это первое осмысление Ржевской битвы в нашем кинематографе, первое экранное воплощение «забытой битвы» на широком экране. «Ржев» сделан профессионально, добротно, с нормальным сценарием, отличными батальными эпизодами – а это в нашем военном кинематографе по-прежнему редкость. Наконец, главное достоинство фильма «Ржев» – он рассчитан на молодую аудиторию, которая от военного кино ждет побольше стрельбы. И тут есть стрельба, но присутствует и кое-что еще. «Ржев» рассказывает о том, что, собственно, происходило в полях подо Ржевом во время самой кровопролитной битвы Второй мировой войны. Фильм объясняет молодому зрителю, почему Твардовский написал стихотворение «Я убит подо Ржевом» и зачем строят Ржевский мемориал.
Владислав ТОЛСТОВ