У городов разные судьбы. Одни, несмотря на беды и невзгоды, выстаивают и живут многие века. Другие же чахнут, и жизнь в них едва теплится. Когда город дотла разрушает враг, он еще может возродиться из руин и пепла. А есть города, похороненные под водой, им уже не всплыть изпод ее толщи. Уходят города под воду не как сказочный град Китеж, который, чтобы не быть порабощенным монголотатарскими супостатами, на глазах изумленных врагов погрузился в воды озера Светлояр.
В книге «Города под водой», выпущенной в конце прошлого года компанией «ГрандХолдинг», речь идет о городах, если можно так сказать, сознательно и рукотворно затопленных людьми. Авторсоставитель книги – угличский уроженец, писатель и краевед, заместитель директора Угличского государственного историкоархитектурного и художественного музея Виктор Ерохин.
Виктор Иванович Ерохин – человек, всю жизнь изучающий и сберегающий родной Углич, сказочный город, один из символов Золотого кольца. Как мало где в Центральной России, именно в Угличе ощутима вся трагедия утонувшей страны. Половина города исчезла при строительстве гидроузла. «И объяли меня воды до души моей», – криком боли самого Виктора Ерохина звучат слова из книги пророка Ионы. А всю книгу по авторской версии должен предварить эпиграф из 136 псалма: «На реках Вавилонских, тамо сидехом и плакахом…» Параллель на самом деле жуткая. Как изгнанные с родины древние иудеи сидели на берегах «великих строек» древнего мира – «рек» (оросительных каналов Вавилона), так и мы теперь сидим на берегу своей погубленной реки и плачем. Вся книга «Города под водой» – плач. По вине издателей и в угоду туристам он сильно сглажен и ретуширован. Зато книга выдерживает уже не один дополнительный тираж, готовится ее второе, исправленное и дополненное издание. Уже за это надо сказать огромное спасибо автору: он напоминает о том, что мы начали забывать.
Верхняя Волга – территория, где издревле формировалась русская нация, российская государственность, культура. Это были обжитые, благодатные места. И вот в 1930е годы благословенные берега мощно захлестнула индустриализация. Началось сооружение канала Москва – Волга и первых трех гидроэлектростанций Волжского каскада. Они строились для создания водного пути к Москве, снабжения столицы водой и выработки электроэнергии для бурно растущей промышленности.
В Тверской, Московской, Ярославской, Вологодской областях по берегам Волги и ее крупных притоков под воду ушло шесть городов, 900 сел и деревень, шесть монастырских ансамблей, около сотни сельских и городских храмов, десятки бывших дворянских усадеб. Затапливались прибрежные поля и луга, светлые березовые рощи. С обжитых мест переселялось около 200 тысяч человек. Для многих из них это стало настоящей трагедией – потерей малой родины. Полностью или частично пострадали от затопления три города в нашей области.
Как не стало Корчевы
От самого названия города веет стариной, патриархальностью, основательностью и спокойствием. Только вот не случилось у этого древнего славянского поселения, впервые упомянутого еще в первой половине ХVI века, долгой и счастливой жизни.
Став в конце XVII века городом и центром обширного Корчевского уезда Тверской губернии, он закончил свое существование в 1930е годы, уйдя под воды Иваньковского водохранилища.
Город стоял на высоком берегу Волги по обе стороны ее притока – речки Корчевки. В начале прошлого века в городе имелись земская больница, две аптеки, женская и мужская гимназии, богадельня, торговые ряды. В Корчеве успешно работали паточный и пивоваренный заводы. Были здесь и два пряничных завода. Возможно, корчевские пряники славились в те времена не меньше тульских. Рабочие места горожанам создавали и два кирпичных завода. В 1930е годы в городе были публичная библиотека, педагогический техникум, народный дом с драматическим кружком и струнным оркестром, спортивный клуб. Одним словом, Корчева жила обычной размеренной жизнью и, как говорится, ни сном ни духом не предполагала, какая трагедия ожидает город и его жителей.
Накануне затопления города в нем проживало около четырех тысяч человек, было 600 домов, из которых 30 каменных, а также три храма, возвышавшихся над берегом Волги. Жители не хотели покидать приговоренный к уничтожению город, их перевезли на другой берег и прилюдно взорвали церкви, полтора века бывшие основой городского мироустройства. От города сохранился единственный дом купцов Рожественских – особняк из красного кирпича. Теперь в нем расположился Дом рыбака. А от СпасоПреображенского храма, построенного в 1856 году в руссковизантийском стиле, недалеко от берега Волги остался лишь остров из белого кирпича. Метрах в трехстах от Дома рыбака вниз по реке покоятся останки Воскресенского собора.
Иваньковское водохранилище полностью поглотило старинную Корчеву. Место, где он когдато стоял, обозначено теперь на картах как урочище Корчева.
Иваньковская ГЭС – самая малая станция Волжского каскада. Мощность двух ее агрегатов всего 30 тысяч киловатт. Ее архитектурное решение выдержано в монументальных формах «сталинской классики». У входа в шлюз были установлены выполненные скульптором С.Д. Меркуровым 25метровые монументы В.И. Ленина и И.В. Сталина. В конце 1950х годов памятник Сталину взорвали.
Калязин – русская Атлантида
Когда плывешь по Волге, видишь сначала далекодалеко, а потом все ближе, четче белокаменное чудо: среди реки на крохотном островке возвышается удивительной красоты более чем 70метровая знаменитая калязинская колокольня.
Калязинская колокольня – это все, что осталось от живописного храмового комплекса, куда входили построенный в 1694 году, еще до образования самого города, в древней Никольской слободе Николаевский собор, храм Иоанна Предтечи (1792) и грандиозная соборная колокольня.
Колокольня посреди Волги – словно памятник затонувшему городу. Калязин называют «русской Атлантидой» – он почти полностью был затоплен во время ударной коммунистической стройки в 1930х годах.
Для строящейся Угличской ГЭС понадобилось водохранилище. Построили плотину – и небольшой городок ушел под воду вместе со своими домами, огородами, улицами, Троицким монастырем и кладбищем. Накануне затопления в городе проживало 9 тысяч человек, на его улицах стояло 1300 домов. Особенно внушительно выглядела старинная Волжская набережная, сплошь застроенная домами богатого калязинского купечества.
В зону затопления попало более 530 домов. Деревянные строения перенесли на дальние от реки улицы, около 120 каменных и полукаменных домов разрушили. Были разрушены и пятиглавый Николаевский собор, и стоявшая рядом церковь Иоанна Предтечи. Окружавшая соборы торговая площадь с 200 каменными и деревянными лавками и магазинами тоже ушла под воду. Ходят легенды, что выезжать из своих домов отказались старообрядцы, и они затонули вместе со своими жилищами.
Калязин оказался разорванным на части. Лучшая часть города – прибрежная добротная, нарядная – затоплена. Поднявшаяся Волга подтопила русло речки Пуды, притока Жабни, заполнила низины городской застройки. Направленные на колокольню и берег улицы незавершенно и беспомощно оборвались у самой воды.
Грустные строки посвятил затопленному городу А.И. Солженицын: «Кто хочет посмотреть единым взором, в один окоем нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города… И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на восьмом своем веку будет невежественной волей самодурных властителей утоплен на две трети в Волге…» А.И. Солженицын назвал эти места «непотопленной Россией». А «калязинская колокольня – символ того, что не дадут до конца утопить Россию».
Три четверти Весьегонска ушло под воду
14 сентября 1935 года ЦК ВКП (б) и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление о строительстве Рыбинской и Угличской гидроэлектростанций. Сооружение их явилось частью плана «Большая Волга», разработанного в Советском Союзе в начале 1930х годов. Этот грандиозный план соответствовал духу времени, и современники назвали его «планом Сталина».
В верховьях Моложского плеса за
Умирание Весьегонска шло мучительно и медленно. Началось оно задолго до затопления. Уже в 1934 году начали готовиться к возможному переносу города, поэтому запретили любое строительство в низинных кварталах, было сокращено финансирование учреждений соцкультбыта. Ветшали частные и коммунальные дома.
При подготовке к затоплению было много неразберихи, формализма. Многие весьегонцы с их домами оказались в Кесьме, Красном Холме, Рыбинске, в городах Подмосковья. Только в 1939 году, когда планы по переселению граждан оказались под угрозой срыва, Весьегонский райисполком, убедившись в затратности дальних переездов, поставил вопрос о переносе города в южном направлении на территорию бывшего совхоза «Телятино». И 19 сентября 1939 года вышел соответствующий указ президиума Верховного Совета РСФСР. Переезжали весьегонцы на новые места практически до самой Великой Отечественной войны.
Накануне затопления в городе проживало около 6 тысяч человек, было 900 домов, из которых 10 каменных зданий располагались в центре. Под воду ушло три четверти городской территории. В воде скрылись все его главные улицы, площадь, где веками шумела знаменитая весьегонская ярмарка, все каменные здания и 700 деревянных домов.
Разрушены были попавшие в зону затопления весьегонские храмы. Городской Богоявленский собор (1743) сооружен еще до присвоения Веси Егонской статуса города. В композицию Богоявленского ансамбля входила и отдельно стоящая двухъярусная шатровая колокольня. Была затоплена кладбищенская церковь Кирика и Иулиты (1844), самая поздняя в городе церковь святителя Николая Чудотворца (1907), каменные часовни во имя Спаса Нерукотворного и святого Александра Невского.
Теперь на месте прежнего города между водой и новой набережной протянулись на несколько километров заросшие осокой песчаные отмели с обломками кирпича и покрытый ивняком полуостров Кирики, где прежде располагались храм и кладбище.
От старого города уцелели только дальние от берега кварталы деревянных домов на Сокольей горе и стоящие у кромки луговой поймы храмы – Казанский и Троицкий. Идет речь о реставрации Казанского храма, общественность начала собирать средства на эти цели. В Троицкой церкви, хотя она еще не восстановлена, прозвучала молитва. И это – как утешение и надежда на лучшее будущее.
Светлана СОКОЛОВА,
член Союза журналистов РФ