Часто под городским благоустройством подразумевают исключительно высаживательнопорубочные меры. Между тем благоустройство – это комплекс мер по облагораживанию городской среды, чтобы она была удобной для ног, для рук, для ушей и для глаз.
На прошедшей 2 октября в Торжке Всероссийской конференции, посвященной сохранению малых исторических городов, прозвучал отличный доклад представителя дизайнерской студии одиозного Артемия Лебедева. Было показано на примере Москвы, как можно упорядочить на городских фасадах вывесочнорекламное безумие.
С рекламой Тверь уже разбирается, убирает ее из исторического центра, но пока еще сделано мало. И исторический центр, и историческая периферия, и неисторическое и непериферийное – все завешано вывесками. Один магазин вокруг своих полутора окон навешает десять баннеров про свои воскресные акции.
Кажется, все наше внимание должно быть сосредоточено на глупых и зачастую безграмотных «воззваниях» – перлах маркетологоввыпускников, которые все еще считают, что магазин «ВыгоДА» или «МолотОК» – это высшая степень креативности. Расстраиваются глаза, печалится уставший мозг. Не важно, какой степени глупости и банальности эти вывески, – важно, что они везде: на перилах лестницы, над входом, сбоку, снизу.
Дом Вагановых на улице Новоторжской, единственный в Твери дом с атлантами, безобразно увешан растяжками, его красивый кованый балкон полностью закрыт баннером. А ведь это центр города, объект туристического интереса. И чаще всего любят обвешаться вывесками и завернуться в баннеры представители малого и среднего бизнеса. Такой комплекс неполноценности, компенсируемый навязчивой рекламой и отсутствием грамотных маркетологов, когда сам директор Борис Иваныч рисует свою рекламу, как его в школе научили.
Давно пора начать регулировать эту сферу. Не ожидая федеральных законов, приводить в порядок городские фасады, побуждать собственников помещений выдерживать стиль вывесок сообразно той архитектуре зданий, в которых они располагаются, не разрешать размещать более одной вывески. Бюджетных трат здесь не предусмотрено, поэтому заглядываться на московский опыт можно и нужно. Было бы желание.
И вообще любой город, особенно его центр, должен быть единообразным с точки зрения малой и большой муниципальной и коммерческой «инфраструктуры». Нелепо на одной улице ставить разные скамейки, разные урны, разные фонари, также нелепо доказывать своим конкурентам по первому этажу, что чем больше полотно вывески, тем больше в него можно «завернуть» клиентов.
Город должен диктовать бизнесу свои правила, и пока этого не будет, и мы, и наши гости тщетно будем пытаться разглядеть за калейдоскопом вывесок хоть что-то напоминающее красоту.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ, «Тверские ведомости» tverved@inbox.ru