О тверских маршрутках говорено-переговорено. И ездят они криво, и сиденья ободранные, и водители тебя «не понимать». Однако каждый день значительная часть населения города понуро бредет на остановки и заполняет все свободные и несвободные места в ПАЗах и «Газелях». Потому что – альтернативы нет. Муниципальный транспорт ходит раз в год по праздникам, да и не осталось его почти.
«Три рубля»
Маршрутка сегодня – чуть ли единственный в Твери доступный вид общественного транспорта. И мы вынуждены ездить по городу, глотая дым от сигарет, которые накурил водитель, – лишь бы довез куда надо и не попал в ДТП.
Транспортная проблема в областном центре возникла не сегодня, а формировалась десятилетиями. Мы уже писали, что основная маршрутная сеть создавалась в начале 70-х годов прошлого века. Город тогда был совсем другим. Микрорайон Южный только начинал строиться, а Юности и в помине не было.
С тех пор Тверь разрослась и вширь, и ввысь – появились новые жилые массивы, корпуса университетов, торговые центры, гипермаркеты. Маршруты муниципального транспорта, конечно, корректировались в соответствии с потребностями населения, однако этого было недостаточно.
Общественный транспорт начал очень быстро сдавать позиции, а поддержать его власти не сумели. В итоге в 2000х годах тверские дороги заполонили маршрутки «рафики». Частники колесили по всему городу и, казалось, заезжали даже во дворы, сражаясь между собой за пассажиров, которых называли «три рубля» – именно столько стоил проезд.
Кто диктует правила
А на муниципальном транспорте стали ездить преимущественно льготники – старики, инвалиды, школьники, студенты… Льготы на проезд тогда раздавались властями щедро, а возмещались через пень-колоду. И это обстоятельство еще больше загоняло МУП «ПАТП» в финансовый тупик. Предприятие дряхлело, денег стало едва хватать на то, чтобы латать дыры на ржавых корпусах трамваев и троллейбусов. Об обновлении парка техники не могло быть и речи.
Конечно, попытки реанимировать МУП «ПАТП» предпринимались, и порой даже появлялась надежда на его возрождение. Но сегодня мы ясно видим, что этого не случилось. Почти все городские и даже междугородние маршруты – в руках коммерсантов. Они диктуют нам правила (в том числе и дорожного движения), на них мы возложили ответственность за наши жизни.
Однако пропади сейчас маршрутки – людям не на чем будет ездить. Билет на автобус до Калязина придется покупать за полгода вперед. Доехать с «Силикатки» до центра станет и вовсе невозможно. Ну если только нескольким счастливчикам, которым удастся дождаться 36го автобуса, следующего НЕ в парк. Поэтому мы очень настороженно воспринимаем любые поползновения вмешаться в транспортную систему.
Вытащить из болота
Грядущую региональную реформу в сфере общественного транспорта, которую задумал губернатор Игорь Руденя, не обсуждает сейчас только ленивый. Люди забеспокоились: что, если маршрутки уберут, а взамен пустят три ЛиАЗа? Маршрутки такие-сякие, зато их много и ездят регулярно! Опасения людей понятны.
Что хочет сделать губернатор с транспортной системой? Простыми словами, Игорь Руденя намерен вытащить ее из архаичного болота и привести в соответствие с современными потребностями общества. Вот что он говорит:
– Наша задача – повышение стандартов качества и безопасности. Разрабатываемая схема общественного движения приведет в порядок всю транспортную инфраструктуру тверской агломерации. Уже в четвертом квартале этого года мы увидим на улицах города удобный низкопольный брендированный транспорт. Новая система пассажирских перевозок схожа с советской и той, которая сейчас работает в Москве.
На базе дышащего на ладан МУП «ПАТП» создадут единую государственную организацию, которая будет отвечать за пассажирские перевозки по всему региону. Планируется запустить порядка 65 новых маршрутов.
ГАЗ и ЛиАЗ пустят для нас
Что это за маршруты и где они будут проходить, пока не уточняется. На сегодняшний день известно только, что на линии выйдут современные автобусы, оснащенные всеми цифровыми функциями – системами навигации, видеонаблюдения и пр. Специальное мобильное приложение позволит пассажирам в режиме онлайн отслеживать интересующий маршрут.
Новую линейку транспорта уже представили в Твери. Это разные по вместимости – от 16 до 165 пассажиров – низкопольные автобусы марки ГАЗ и ЛиАЗ. Машины предназначены, в том числе, для людей с ограниченными возможностями здоровья.
На прошлой неделе два таких автобуса протестировали на 20—м маршруте, поэтому кто-то уже смог на них прокатиться и оценить преимущества нового общественного транспорта.
– Наши автобусы широко представлены по всей стране, – говорит директор департамента развития региональных программ компании «Группа ГАЗ» Максим Пьяных. – Мы занимаем долю более 75% на российском рынке и являемся лидером по производству автобусной техники.
Борьба с нелегалами
На первом этапе новую транспортную систему внедрят в Твери и Калининском районе, затем – в муниципалитетах.
– Вопрос о переходе на новую транспортную модель общественного транспорта назрел давно, – считает глава Старицкого района Сергей Журавлёв. – Определенно, на сегодняшний день требуется вмешательство государственных структур в данную сферу, потому что качество и безопасность общественного транспорта сейчас на низком уровне. Надеюсь, что госкомпания по пассажироперевозкам организует работу так, чтобы не было нареканий от населения. Одновременно путем ужесточения законодательства необходимо бороться с нелегальными перевозками. Ведь большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит в основном у частных перевозчиков, так называемых заказных такси, которые курсируют по всей территории региона.
Напомним, именно в Старицком районе на автодороге Тверь – Ржев прошлой осенью произошло ДТП с участием маршрутки, которое унесло жизни 13 человек. Водитель микроавтобуса, занимающийся незаконными пассажирскими перевозками, уснул за рулем и врезался во встречный автобус.
Выражая соболезнования родным и близким погибших, губернатор Игорь Руденя тогда сказал:
– Мы будем вести борьбу с нелегальными перевозками и постараемся закрыть все лазейки, которые используются для организации опасных видов деятельности.
ВЭБ нам в помощь
Планируется, что модернизированная модель пассажирских перевозок заработает в Тверской области уже к концу года.
Еще раз напомним, это важно: в реновации транспортной системы Верхневолжья готова участвовать государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Соглашение об этом на Петербургском международном экономическом форуме2019 подписали губернатор Игорь Руденя и председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Договор предусматривает обновление тверского городского парка транспорта.
Ирина НИКОЛАЕВА
Фото Анастасии Чистяковой