Самоизолироваться отдельно взятому человеку или даже коллективу большой организации не составляет особого труда. Куда сложнее ограничить контакты целого государства с самой большой в мире протяженностью сухопутных, морских и воздушных границ. Да и делать это в условиях, когда многие медикаменты, продукты и востребованные в ежедневном быту товары поступают из-за рубежа, надо очень дозированно и осторожно, попутно принимая взвешенные меры по предотвращению дефицита самого нужного. Поэтому все нюансы работы таможенного ведомства особенно тщательно регламентируются, есть и изменения, обусловленные пандемией.
С 20 марта Россия ввела зеленый коридор для поставки товаров первой необходимости. Для них правительство отменило все ограничения, включая таможенные. Такие преференции сроком пока что на один месяц получили импортеры соответствующей продукции и крупные торговые сети. На ввоз отдельных видов товаров, включая лекарства и медицинские изделия, установлена нулевая ставка таможенной пошлины.
Но это далеко не единственные изменения в работе «государева кордона». Создан единый оперативный штаб, который координирует деятельность таможенных органов по предотвращению угрозы распространения коронавирусной инфекции. Такие же оперативные штабы сформированы и в региональных таможенных ведомствах, которые максимально переходят на электронное обслуживание.
— Мы рекомендуем всем участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам использовать электронные сервисы и направлять нам обращения в письменной форме для снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, — поясняет Татьяна Пономарева, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Тверской таможни. — Удобнее всего это делать через информационные сервисы Личного кабинета участника ВЭД на сайте Федеральной таможенной службы России.
Дополнительные запросы можно также направлять по электронной почте tvr-info@ctu.customs.ru, tvr-po@ctu.customs.ru. Или по старинке воспользоваться возможностями почты и письменных запросов и обращений. Наш адрес: 170043, г. Тверь, Октябрьский пр-т, дом 56.
С 25 марта в Тверской таможне начинал работу колл-центр для решения вопросов, связанных с совершением таможенных операций с товарами, выделенными в приоритетный список. Соответственно и автомобильный транспорт, задействованный в международной перевозке такой продукции, во всех пунктах пропуска обслуживается в первую очередь. Электронные декларации на эти категории товаров оформляются в центрах электронного декларирования в приоритетном порядке и наиболее квалифицированными инспекторами.
Перечень товаров, для которых на таможне создается режим максимального содействия, обширен: это и продукты питания (консервы, вода питьевая, мука, масло сливочное и подсолнечное, макаронные изделия, крупы и многое другое), и непродовольственные товары (маски, антисептики, салфетки, мыло, средства гигиены, товары для детей).
Главная задача Федеральной таможенной службы — максимально сократить сроки прохождения таких товаров через таможенные пункты пропуска. Важно, чтобы в условиях повышенного спроса на продукцию, необходимую при самоизоляции, в торговых точках и аптеках не было ее дефицита. Разумеется, ФТС следит и за безопасностью своих сотрудников. Все, кто имеет непосредственный контакт на пунктах пропуска с физическими лицами, надевают защитные маски, перчатки, регулярно используют дезинфицирующие растворы.
— Всё, что можно оформить дистанционно, — повторяет Татьяна Пономарёва, — оформляется с помощью электронных сервисов. И, конечно, к нам всегда можно обратиться за консультацией по телефону: 8 4822 72 40 22, с понедельника по четверг с 9.00 до 17.45, в пятницу – до 16.45. Суббота и воскресенье – выходные.
Светлана ВИКТОРОВА