Внутренний туризм – самый понятный и относительно доступный способ решить сразу несколько проблем: привести в муниципалитеты инвестиционные проекты, создать там новые рабочие места, а также повысить узнаваемость самих территорий (а следовательно, и всей Тверской области) в Центральной России. На заседании правительства области одним из главных вопросов повестки стало обсуждение программы развития туризма в Верхневолжье.
Все слагаемые туристического счастья в регионе есть: 264 отеля, 28 крупных региональных турагентств (ни одно не закрылось за время пандемии), 178 аттестованных экскурсоводов, сотни музеев, исторических достопримечательностей, памятных мест… В нашу область заходят все крупные автомобильные и железнодорожные магистрали, пересекающие Центральную Россию, – как говорится, мимо нас не проедешь. И мы наблюдаем, как за последние три года растет туристический поток. Ожидается, что количество путешественников в ближайшем будущем увеличится в разы. В стране готовится к запуску новый нацпроект, нацеленный на развитие туризма. По прогнозам, планируется за пять лет утроить число россиян, которые ездят путешествовать по нашей большой Родине – и Тверская область должна быть готова к туристическому буму.
В прошлом году из-за коронавируса и санитарных ограничений туристическая отрасль рухнула – приехало на треть меньше гостей, чем ожидалось. Но в ближайшие три года региональный минтур намерен достичь показателей 3,5 миллиона въездных туристов в год. Как именно этого добиться?
Необходимо развивать «топовые» системообразующие туристические проекты вроде «Государевой дороги», которая будет внесена в нацпроект как межрегиональный туристический маршрут – кстати, по этому маршруту уже возят туристов 12 крупных туроператоров. А у нас козырь не только «Государева дорога». Есть еще и Ржевский мемориал, и «Волжское море», и много других достопримечательностей. Но их список требуется пополнять, чтобы гости не заскучали. Надо создавать в муниципалитетах новые объекты туристического показа: музеи, усадьбы, парки, питомники, спортивные маршруты, фермы. К слову, за прошедшие три года в Тверской области таких объектов создано 47.
Есть еще один способ завлечь туриста: предлагать ему яркую программу событий. К сожалению, с событийным туризмом в Тверской области не все хорошо. В календаре этого года 89 событий, которые могут привлечь туристов. А в соседней Ярославской области – 240! А в Калужской – 200! Игорь Руденя дал поручение разработать более насыщенный календарь, а заодно включить в число туристических «привлекательностей» мастерские по народно-прикладному творчеству. Ну а мы можем готовиться к интересному отпуску, даже если его придется проводить не покидая границы региона.
Владислав ТОЛСТОВ
Игорь РУДЕНЯ, губернатор Тверской области:
– Для нашего региона туристическая индустрия является значимым направлением экономики. Она затрагивает все муниципалитеты региона. У нас огромное количество исторических памятников, мы обладаем богатыми природными ресурсами. Преимуществами территории является разветвленная дорожная инфраструктура, близость к главным мегаполисам страны. Кроме того, туриндустрия – это занятость коренного населения, развитие малого и среднего бизнеса.
Валерий ИВАНОВ, руководитель Тверского регионального отделения «Российского союза туриндустрии»:
– Я положительно оцениваю работу регионального министерства туризма, но есть несколько важных пожеланий. Прежде всего, нужна активная работа с общественными организациями, которых много в туристической отрасли. Надо работать с собственниками земельных участков по пути следования к туристическим объектам – заросли борщевика и заброшенные дома оставляют грустное впечатление. И еще требуется развивать ярославское направление – после того, как заработала трасса М-11, это очень перспективное направление, там Кашин, Калязин, куда можно привлечь туристические потоки.
Александр ГАГАРИН, руководитель туристического агентства «Вокруг света»:
– Сегодня все 85 субъектов Российской Федерации видят, как в стране поднимается внутренний туризм, и начинают конкурировать за «своего» туриста. У Тверской области есть конкурентные преимущества. Во-первых, у нас есть собственное министерство по делам туризма, которое занимается организацией дел в отрасли, – у многих же регионов таких ведомств еще нет, их только предстоит создавать. Во-вторых, между минтуром и участниками рынка налажены рабочие отношения. Вот чего нам не хватает, что нужно сделать как можно быстрее – это обустроить «ворота» в Тверь, привокзальную площадь. Это первое, что видят люди, приезжающие в Тверь, и площадь должна производить приятное впечатление. Пусть там будут ларьки с сувенирной продукцией, места для парковки туристических автобусов, места для сбора тургрупп. Это давно надо сделать.