Александр Семчев – актер легко узнаваемый. Реклама пива принесла ему всероссийскую известность. Он много играет на сцене Московского художественного театра (МХТ) имени Чехова, часто снимается в кино.
Александр родился в Вышнем Волочке в 1969 году. Начинал работу на хозяйственной службе в Вышневолоцком драматическом театре. Его директор Александр Закаржевский зачислил парня во вспомогательный состав. На сцене его увидели преподаватели театрального училища имени Щукина, предложили поступать к ним. После учебы Александр несколько месяцев проработал в театре «Сатирикон», а потом по приглашению художественного руководителя МХАТ Олега Ефремова перешел в академический театр.
В нынешнем году Александр Семчев избран председателем правления Тверского отделения Союза театральных деятелей России. В этом качестве первое интервью он дал нашей газете.
– Александр, на вас возложена большая ноша – быть предводителем нашего театрального сообщества. Задача трудная, учитывая разномыслие театров и их художественных руководителей…
– Я сам взвалил на себя эту ношу. Никто меня не тянул.
– Против вашей кандидатуры сплотились ключевые фигуры тверского искусства.
– Я пришел помогать в первую очередь не им, а тем людям, которые стоят на сцене. Прекрасно понимаю, что мои недоброжелатели вряд ли будут помогать мне. Хотя, возможно, я ошибаюсь…
– Новый руководитель просто обязан чтото пообещать…
– Обещать ничего не буду. Потому что пообещать можно много, а потом обмануть. За человека всегда говорят его поступки. Бытовые проблемы людей театра волнуют меня в первую очередь. Возможно, комуто понадобится мешок картошки – почему бы и нет?
– На это нужны деньги. Вы за свой счет собираетесь покупать картошку?
– Надо – буду. Не такие это великие деньги. Слава Богу, я зарабатываю, а малоимущие актеры бедствуют.
– Вы хорошо знакомы с состоянием театрального дела в нашей области?
– На мой взгляд, театры не в лучшей форме. Жалею, что нельзя вмешиваться в творческий процесс театров. Очень многое, если не все, зависит от тех, кого набирают служить на сцене.
– Зачем же их тогда набирают?
– Не знаю, но это балласт. Я бы тщательнее всматривался в лица и возможности тех, кто собирается работать в театре.
– Вы считаете, что МХТ – театр, в котором вы служите, – визитная карточка искусства России?
– По большому счету, наверное, нет. Можно сравнивать чтото с чемто: творческие направления, уровень постановки, игру актеров. Кому что нравится…
– И всетаки, каковы ваши административные планы?
– Начнем с ремонта Дома актера в Твери. Уже есть эскиз, как должен выглядеть наш Дом, чтобы в него не стыдно было зайти. Надо добывать деньги, хотя для меня это нелюбимое занятие. Буду налаживать отношения с областной властью, узнавать, как власть относится к театрам и их проблемам. Убежден, что мне помогут обязательно. Что касается злопыхателей – пусть шипят в спину, мне абсолютно фиолетово. Я просто хочу, чтобы театральное искусство нашей области было достойно столичной сцены. Мне хочется, чтобы визитной карточкой региона был каждый из пяти театров.
– Может, для начала хотя бы один?
– Я начинал в Вышнем Волочке. Там есть люди, отдавшие театру по сорок лет жизни. Почему бы их не приподнять, поощрить – они работают за копейки. У нас поощрения почемуто касаются одних и тех же театральных деятелей, а другие напрочь забыты. Нас учили, что артиста надо любить и гладить по головке. Тогда у него вырастают крылья. Актерская профессия очень зависима. От режиссера, от настроения в театре, от интриг, подковерной возни. На своем опыте испытал все это в Вышнем Волочке.
– Вы поступили в один из лучших театральных вузов страны без всякого блата и протекции. Таких актеров, вышедших из самых низов, называют самородками.
– Я спокойно к этому отношусь. В Вышневолоцком театре, будучи завхозом, чем только не занимался: афиши клеил, бензин доставал, организовывал актерам обеды и буфеты. Весь этот опыт для жизни актера очень полезен. Он просто обязан иметь жизненный багаж – и никак иначе.
– Вы удовлетворены работой в своем театре?
– Нет. За пятнадцать лет работы способности мои полностью не реализованы. Считаю, что видеть во мне только комика абсолютно напрасно.
– Мне кажется, что мало кто из актеров полностью реализован. Вам, конечно, хотелось бы сыграть трагедийную роль. Наверное, короля Лира?
– Несложно угадать. Но вот что происходит: в новом спектакле мне предложили роль… женщины.
– Хорошо еще раздеваться не надо…
– Думаю, что на сцене уже отраздевали, отматерились… Хотя при нынешних нравах – самое то.
– В Москве есть еще МХАТ под руководством Татьяны Дорониной. Вы дружите домами?
– Нет. Так сложилось. У нас прекрасный худрук и администратор Олег Павлович Табаков. Мне интересно с ним.
– Вы видели спектакли тверских театров?
– Пока мне хватило постановки одного классического произведения. Но есть намерение посмотреть репертуар всех театров. Но, повторяю, вмешиваться в репертуарную политику не собираюсь.
Валерий БУРИЛОВ
Про Александра Семчева порой говорят, что он жуткий бабник. На это он отвечает помужски: «Не знаю, бабник я или нет, но женщин оченьочень люблю и категорически не понимаю сексуальных отношений между мужчинами. Если быть бабником означает волочиться, ухлестывать за женщинами, то, наверное, это про меня. Сейчас, правда, мне лень этим заниматься, но, не скрою, такой период был».
Первая любовь у Александра случилась еще в школе. Он влюбился в одноклассницу Лену Пригодич, но признаться в любви боялся. Когда девушка узнала об этом, ее сердце уже было занято другим. Впоследствии Елена вышла замуж, родила двоих детей, однако дружеские отношения с Александром Семчевым поддерживает.
В юности Александр Семчев женился на Юлии Пановой, работавшей учительницей в Вышнем Волочке. В этом браке у Александра родился сын Кирилл. Дальнейшей их совместной жизни помешала карьера Александра. Он уехал в Москву учиться в театральном училище, и Юлия не выдержала расставания. Она пришла к свекрови и поставила ее перед фактом: «Я подаю на развод. Но в наших семьях пусть все остается так, словно бы ничего не случилось». Семьи Семчевых и Пановых остались дружны, а бывшая теща попрежнему любит Александра. Да и как можно не любить этого искреннего, открытого и очень душевного человека?!
В Москве некоторое время Семчев жил в гражданском браке с молодой актрисой Мариной Гридецкой (зрители могли видеть ее в эпизоде фильма «Принцесса на бобах»). Их отношения продлились три года, но затем Александр и Марина расстались.
Со своей последней подругой, художницей по костюмам Людмилой Вороновой, Александр Семчев познакомился на съемках фильма. В 2005 году любимая женщина родила ему сына – настоящего богатыря весом 4370 и ростом