Николай Львов — имя, которое по праву вошло в плеяду самых одаренных сыновей России. Он оставил потомкам великолепные храмы и дворцы, трактаты по парковому искусству, исследования в области ботаники, фольклора, механики и даже концепцию «умного дома» (и это в XVIII веке).
15 мая со дня рождения Николая Львова исполнилось 270 лет. В Верхневолжье день рождения гениального архитектора, во многом определившего облик тверского края, отмечают ежегодно. В Торжке и Торжокском районе, на родине зодчего, традиционно проходит Львовская неделя. Но юбилейную дату отпраздновали особенно ярко и масштабно.
«Рабочий стол» архитектора
Главной сенсацией праздничной недели стали подлинные чертежи Николая Львова, которые привезли в Торжок. В Странноприимном доме Борисоглебского монастыря был открыт совместный выставочный проект «Н.А. Львов. Гений места» (12+). Его реализуют Всероссийский историко-этнографический музей и Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева (г. Москва). Последний и представил «рабочий стол» гениального архитектора: 13 чертежей и гравюр, выполненных рукой зодчего в разные периоды его жизни. Экспозицию дополняют артефакты из фондов ВИЭМ.
– Сегодня здесь происходит событие, важное не только для Торжка и даже не только для Тверской области – для всей России, ведь чудо львовского гения – значимая часть русской и мировой культуры. Наследие Николая Львова чрезвычайно богато и многообразно. И наша задача оставить потомкам творения Львова живыми, это очень важно для формирования художественного вкуса, понимания культурных ценностей, знания истории, любви к родной земле и, в конечном итоге, патриотизма. В Торжке наметилось правильное, позитивное движение в сторону сохранения этого невероятного культурного богатства во многом благодаря Всероссийскому историко-этнографическому музею и его партнерам и единомышленникам, – отметила на открытии выставки министр культуры Тверской области Ксения Глинка.
Представлены впервые
Каждый из экспонатов – настоящая редкость. Жители и гости Торжка могут увидеть наброски и чертежи легендарной церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Арпачево Торжокского района. Там находится уникальная «падающая» колокольня в форме маяка. Ряд исследователей придерживается мнения, что при разработке этого решения Львов вдохновлялся архитектурой античного Средиземноморья, в том числе – Фаросским маяком в Александрии. Но есть и другая легенда. Возможно, в полукуполах и фронтонах колокольни зашифрован ассоциативный ряд: маяк-ориентир в бушующем море, а вера – ориентир нравственный, также несущий свет. Грандиозны Невские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Их величие поражает даже на бумаге. Рядом – собор Иосифа Обручника в Могилеве, первое творение тогда еще неизвестного молодого архитектора Николая Львова. К сожалению, в 1937 году собор был разрушен. Теперь его красоту хранят только наброски и чертежи его создателя, да еще авторская копия этого храма в селе Переслегино под Торжком. Многие чертежи представлены широкой публике впервые.
– Мы не часто предоставляем такие уникальные экспонаты для выездных выставок, но сегодня они именно там, где должны быть, – отметил советник директора Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева Сергей Сазонов.
Затем состоялась торжественная церемония гашения специального почтового конверта с изображением усадьбы Знаменское-Раек. Этот конверт выпущен ограниченным тиражом – 250 экземпляров.
В этот же день стартовала Всероссийская научно-практическая конференция «Русский Леонардо», посвященная изучению и продвижению наследия Львова. Открылась она в Торжке, на базе ВИЭМ, а продолжилась в Музее-заповеднике «Гатчина» и Музее-усадьбе Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге. В числе прочего речь шла о развитии межрегионального Львовского маршрута, куда входит и Верхневолжье.
Графика, антоновка и музыка Прача
Впрочем, событийные мероприятия начались еще до юбилейной даты. Накануне в усадьбе Знаменское-Раек прошла праздничная программа. Память человека, чье наследие вот уже третье столетие дает пищу для размышлений исследователям, архитекторам и художникам, решили почтить делом, плоды которого также увидят потомки. В усадьбе заложили яблоневый сад.
Сегодня возрождением Знаменского-Райка занимается Всероссийский историко-этнографический музей при поддержке Министерства культуры РФ. И первые результаты уже видны: усадьба оживает. Накануне юбилея здесь прошла ботаническая экскурсия, тайны усадебных пейзажей раскрыла доцент Тверского государственного университета Елена Пушай. Встретил гостей главный дом: здание открыли для посещения, экскурсию по нему провел доктор искусствоведения, профессор МАРХИ Илья Путятин. На первом этаже разместилась фотовыставка: волшебство и притягательность «львовских» мест – известнейших памятников архитектуры Тверской области, запечатлел объектив Вадима Разумова. В комнатах второго этажа представлены работы студентов МАРХИ, молодые архитекторы предлагают вниманию экспертов и зрителей свое видение прошлого и будущего усадьбы. А в бальном зале прошел живой концерт. Играли произведения Ивана Прача, известного петербургского композитора и клавикордного мастера. Он был дружен с Львовым и помогал ему в составлении «Собрания русских народных песен» (наследие Николая Александровича как музыканта и фольклориста – еще одна из интереснейших страниц русской культуры). Также прозвучали произведения других композиторов из круга Львова: Алексея Жилина, Ивана Дмитриева, Иосифа Козловского – автора первого гимна Российской империи. Для многих слушателей эти имена и эта музыка стали настоящим открытием.
Точка притяжения
– Даже сейчас, когда сделать предстоит еще очень много, усадьба притягивает большой поток туристов. Ведь Знаменское-Раек находится в трех километрах от федеральной трассы, и люди не могут проехать мимо. Имя Львова привлекает их сюда, интерес к его личности огромен, и это открывает большие перспективы для внутреннего туризма, – прокомментировала глава Торжокского района Елена Хохлова.
Директор ВИЭМ Ирина Жукова, в свою очередь, подчеркнула: гений Львова – единственный в своем роде и он достоин стать нравственным ориентиром для потомков.
– Этот человек опережал свое время. Он был фольклористом, ученым, механиком, дипломатом, занимался ландшафтным дизайном. Он задал направление развития в различных областях русской культуры. И мы сейчас стараемся познакомить с его наследием как можно больше людей, хотим, чтобы современная молодежь держала «курс на Львова». Стать многогранной, прекрасно образованной, творческой личностью – это тоже искусство, – отметила Ирина Жукова.
В начале этого года номинация «Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова» включена в официальный Предварительный список (Tentative List) Всемирного наследия ЮНЕСКО.