На прошедшем 26 февраля в пресс-центре «Тверских ведомостей» круглом столе была затронута тема, которая обсуждается уже не один десяток лет: детское и молодежное кино, его проблемы и, хотелось бы верить, перспективы. Поводом к разговору стала рекомендация Министерства культуры РФ показывать в школах страны «золотой фонд» отечественного кино, в который отобрано сто фильмов. При этом современного российского кино в списке нет. А в современном российском кино, как прояснилось в ходе обсуждения, фактически нет детских и юношеский фильмов.
Когда советский кинематограф умирал вместе с Советским Союзом, в щель приоткрытого железного занавеса хлынул голливудский поток.
– Огромное количество второсортных фильмов было закуплено в Голливуде сразу, как только поняли, что российского кино больше нет, что мы перестали снимать вообще, – рассказывает директор «Тверьгосфильмофонда» Иван Демидов. – Наших героев увели в тень, пересмотрели историю нашей страны, навязали нам западные ценности, и мы их на ура приняли.
Сильнее всего это ударило по детскому кино. В советские времена действовали киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, Одесская киностудия со своей «рындой». Снималось 35 детских фильмов в год при 170 картинах в целом. Сегодня тех студий нет, закрыты детские кинотеатры (в Калинине таковым был кинотеатр «Волга», где ныне – торговый центр)
– Сейчас мы имеем в год не более пяти фильмов детской тематики, и редко когда хоть один будет качественным и дойдет до зрителя, – говорит Иван Демидов.
Поэтому есть сложности и с заказом, и с показом, отмечает главный специалист «Тверьгосфильмофонда» Магам Каралов. – Наша аудитория – это люди, которые живут в местах, где частный кинопрокат невозможен. Это сельская местность, учреждения культуры в районах области. Дети – наша основная аудитория. Они ходят на показы с родителями, в рамках учебного процесса. У нас постоянно просят новые детские и молодежные фильмы – и мы берем зарубежные, потому что наших нет.
– В процентном соотношении отечественного продукта и иностранного, американцы – абсолютные чемпионы, – продолжает разговор заместитель генерального директора кинотеатра «Звезда» Роман Бердышев. – 80 процентов того, что показывается в российских кинотеатрах, – американские проекты. Мы стараемся брать в прокат отечественные фильмы, но в год – это 15 процентов. И с каждым годом этих фильмов все меньше. В прошлом и позапрошлом годах были отечественные проекты чисто детские, но они провалились в прокате. Это глубокий вопрос, и он в первую очередь – к государству, которое должно выполнять три функции: учить, лечить и защищать. И первое – учить. Как ты воспитаешь своих граждан, таким вектором дальше и пойдешь. Государственная политика в этой сфере действительно неэффективна или же ее, как продуманного комплекса мер, просто нет. Например, в прошлом году на производство, прокат, участие в международных конкурсах государством было выделено порядка 6 миллиардов рублей. Это очень большие деньги, и куда они делись? И где результат?
Фильмов, на которые дети и подростки могли бы ходить самостоятельно с друзьями, нет. Не берем единичные случаи. И нет их еще и потому, что такие фильмы не продаются. И здесь начинается самое интересное – дети сами не хотят смотреть.
Резонно были высказаны мнения, что дети не хотят смотреть советское кино, которое для них во многом не соответствует сегодняшней реальности, однако, по словам Романа Бердашева, дети не хотят смотреть и современное детское кино.
– В 2012 году выходил немецкий проект «Том Сойер». Мы его запустили в воодушевлении: все-таки классика, абсолютный бренд, новый киноязык. Но мы ошиблись. Залы были пусты, и детей в них не было.
Что же нужно современным детям?
– Современному ребенку прежде всего нужно успокоиться, – считает Виталий Солдатов, директор Медновской санаторной школы-интерната, организатор ежегодного регионального кинофорума «Детское кино – детям». – Ребенок сегодня очень расторможен. Отсюда и синдром дефицита внимания, оттого он не может воспринимать печатную информацию, больше тянется к визуальной.
Виталий Солдатов уверен: произведения высокого уровня, которые делались в советские времена, обязательно нужно показывать детям, потому что в них установки на честность, отзывчивость, ответственность, на семейные ценности. А нынешняя американская продукция насаждает культ силы, наслаждения, эскапизма, безответственности. И эти «ценности» уже привиты. Есть дети, которые не приемлют Пушкина, потому что это «не прикольно». Приведу пример одной мамы, которая дочери включает «Гостью из будущего», а двенадцатилетняя дочь, увидев лишь начальные титры, уже отказывается смотреть. У нее уже другое культурное восприятие.
Для детей нужно создать атмосферу, продумать ее педагогически с различных сторон, чтобы успокоить ребенка и сесть смотреть с ним кино, полагает Виталий Солдатов, и его многолетняя практика показывает, что это работает.
– У нас полный зал на советские сказки и вообще на советские фильмы. Это дети с 7 до 17 лет. В другой обстановке они бы не стали смотреть эти фильмы. А тут создана ситуация, когда им хочется остаться.
Когда мы говорим «детское кино», мы все же оглядываемся назад, в советское прошлое, где на детское и юношеское кино работала целая индустрия, по сути, был создан государственный институт детского кино. Сегодня, по словам Магама Каралова, мы выезжаем на этом советском наследии, но неправильно думать, что мы можем выезжать на старом багаже бесконечно. Да, ценности остаются прежними, что в «Чучеле», что в новом «Розыгрыше», но киноязык меняется, меняются дети, меняется мир, и нужно делать «о главном» уже новое кино.
В этом убежден и кинорежиссер Павел Дроздов, который уже показал по MTVсвой сериал «Чемпионки», а сейчас заканчивает картину «Лёд» про 16-летних мальчишек-хоккеистов.
– Мы понимаем, что теми способами, которыми можно было достучаться до ребенка в 1970–1980-х годах, невозможно достучаться до ребят современных. Проблема российского кинематографа еще и в том, что мы зациклены на себе. Фильмы, которые снимаем мы, не имеют проката за рубежом. Это наша русская душа – она неинтересна американцам.
Впрочем, разговор о конкурентоспособности российского кино – это разговор «в пользу бедных». Например, бюджет одного из самых дорогих фильмов прошлых лет – дилогии Михалкова «Утомленные солнцем-2» – составил около 80 миллионов долларов. А недавно прошедший по России «Хоббит» Питера Джексона стоил 180 миллионов долларов. Последний собрал в мировом прокате почти миллиард долларов, первый не собрал в России и десяти миллионов, а про «мир» и говорить не стоит.
– Каждый четверг в прокат выходит порядка десяти фильмов, и мы в ладоши хлопаем, если в месяц будет хотя бы два наших фильма… – говорит Роман Бердышев.
И это – о кино взрослом. Что касается детских и молодежных фильмов, то продюсеры не готовы рисковать и вкладываться в такие проекты. Сценаристы не жаждут писать сценарии для таких фильмов, а режиссеры, рискнув начать съемку молодежного доброго и светлого кино, проходят бесконечные мытарства и в процессе производства, и на стадии проката, которого – практически нет.
Нельзя не сказать и о тенденции к снижению посещаемости кинотеатров вообще. Роман Бердышев обеспокоен этим всерьез и отмечает, что не так далеко время, когда люди вовсе перестанут ходить в кино, окончательно пересев за телевизоры и мониторы.
Впрочем, по мнению участников обсуждения, унывать и опускать руки не стоит. Надо методично работать на развитие молодежного кинематографа, с позиции государства это должна быть грамотная политика в сфере кинопроизводства, обеспечение экономических предпосылок к развитию молодежного и детского кино, считает Иван Демидов.
– Надо усиливать те процессы, которые будут отвращать ребенка от происходящих сегодня процессов оглупления. Нужно, чтобы дети выбирали доброе, чистое, светлое. Дети истосковались по героям. Нам нужны фильмы, которые бы рассказывали о детях-героях в истории России, рассказывали современным языком, – уверен Виталлий Солдатов. – Это было бы востребовано всеми.