Душа русской балалайки | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Душа русской балалайки

10:35

24 сентября 2010

1172

К 150-летию создателя первого в мире оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева

В одной из фольклорных экспедиций по Оленинскому району, еще в 1980-х годах, я встретилась со старым народным музыкантом, который виртуозно и залихватски импровизировал на балалайке разные наигрыши. Падеспань и полечку, краковяк и «Камаринскую» сменяли полонез Огинского и вальс «Березка»; за старинной песней «Лучинушка» следовала веселая «Барыня», потом «Варяг» и «Смуглянка».

Я с интересом наблюдала за удивительно самобытной игрой простого тверского крестьянина из глубинки, убеленного сединой, с большими грубыми руками и заскорузлыми пальцами, восхищаясь его мастерски художественной хваткой и тонким вкусом.

Когда деревенский концерт был закончен, дед аккуратно и бережно положил на лавку свой уже довольно потертый, но такой дорогой ему инструмент. Помолчал, потом, сверкнув глазами, сказал: «Во как играет! Сама! А ведь я ее, родимушку свою, еще до войны на ржевском базаре купил. Всю войну дорогуша меня ждала. Словно знала, что вернется солдат домой».

Заинтересовавшись балалайкой, я взяла ее в руки и обнаружила старую наклейку-ценник: Ржев, 193… (неразборчиво); цена – то ли десять рублей, то ли чуть больше. Так началось мое знакомство со ржевской балалайкой. Уже потом узнала в архивах, что работал во Ржеве ремесленный цех по изготовлению музыкальных инструментов. Он находился в квадрате центральной торговой площади в ее северной части, по своей левой стороне соседствуя с городским театром (до конца десятых годов ХХ века частного театра и дома П.С. Немирова, или, как называли его в народе, «Немировича» – известного верхневолжского мецената и театрала).

«Музыкальная артель имени А. Горького» (именно так официально называлась та небольшая мастерская) выпускала балалайки, гитары, мандолины, домры. Она была эвакуирована во Ржев из Прибалтики в 1918 году.

Угловой белокаменный одноэтажный дом в три окошка примыкал круглой высокой аркой к пятой образцовой школе, занимавшей три больших строения: начальная, средняя и служебные помещения. Старожилы Ржева, ученики той школы, вспоминали: во время переменок ребятишки часто бегали во двор мастерской, а после уроков иногда заходили и в само здание. Там всегда по-особому пахло свежей древесной стружкой, лаком, красками, клеем.

Мастеров-настройщиков было немного: два или три. Их рабочие комнаты были завалены инструментами, мотками струн и разными специальными приспособлениями, к которым даже прикасаться не разрешалось. Только смотреть.

Чтобы найти «голос» новому звуковому механизму, музыканты сначала разбредались по разным углам мастерской или уходили во дворик и долго сами играли, чутко вслушиваясь в тембровые краски. Когда же инструмент рождал и находил собственный живой звук, его пробовали в составе ансамбля.

В 1920–1930-х годах в музыкальной мастерской спаянным «дуэтом» работали братья Дроздовы, Александр и Виктор. Веселые, заводные, искрометные, очень обаятельные и дружелюбные, они обладали словно особой магией сплачивать и радовать людей. Как из рога изобилия, из них выплескивались частушки и прибаутки, песни и наигрыши, польки и вальсы. Ребята были душой любой компании и незаменимы на всех танцевальных вечерах. Гармонисты, баянисты, гитаристы, мандолинщики… Дай им любой звучащий инструмент – все вокруг приходило в движение, зажигалось ритмом и энергией. Золотые руки, умные и светлые головы были у обоих братьев. Только вот судьбы военных лет стали для них разными.

В целом же в первой половине ХХ века было очень распространено музицирование в домашнем и светском быту. Пение и игра на музыкальных инструментах, участие в художественной самодеятельности были весьма распространенным и поощряемым явлением. Практически в каждой школе, училище, да и во всех клубах на промышленных предприятиях занимались эстетическим развитием и любительским концертированием. Этим можно объяснить большой спрос на изготовление музыкальных инструментов.

После войны ржевская мастерская так больше и не возобновила своей работы. Хотя в Вышнем Волочке, например, до 1990-х активно действовала целая фабрика по ремонту и изготовлению инструментов. И не только балалаек, домр, мандолин, но и гитар, гармошек и даже пианино.

А сейчас немного истории. Уже к концу ХIХ века традиционные народные музыкальные инструменты в России почти вымирали. Европейские гитары и мандолины профессиональной работы и фабричные гармошки вытесняли народные самоделки. Практически полностью исчезала домра. Редкостью становились гусли. Оказываясь невостребованной, забывалась балалайка. Словно угасала народная душа, съедаемая жестоким горнилом новой эпохи.

Но родился на Тверской земле, в бежецкой ее глубинке, Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – настоящий самородок и миссионер русской балалайки. В мире музыкальной культуры он славен как выдающийся музыкант и композитор, блестящий концертный исполнитель, создатель первого в мире оркестра русских народных инструментов. Именно он практически из небытия возродил и усовершенствовал целый ряд уникальных музыкальных предметов: струнных, звукошумовых, духовых, придав им статус оригинальных концертных оркестровых инструментов.

Тонкими невидимыми нитями он всю жизнь был связан со Ржевским краем. Расскажу лишь о немногом.

Немалая роль в художественном взрослении В.В. Андреева принадлежит его отчиму, принявшему на воспитание двухлетнего мальчика. Петербургский военный железнодорожник, инженер-поручик Нил Николаевич Сеславин (1834–1875) стал для будущего артиста и дирижера жизненной опорой, другом и наставником. Благодаря его стараниям и заботам художественно одаренный мальчик занимался музыкой у лучших преподавателей, посещал художественные курсы, свободно общался на разных языках, постоянно бывал в лучших столичных театрах, путешествовал за границей.

Н.Н. Сеславин принадлежал к славному дворянскому роду, имевшему свои давние корни на Ржевской земле. Его дядя Александр Никитич Сеславин (1780–1858) владел имением на реке Сишке в селе Есемово (теперь это земли Кокошкинского поселения). Сын ржевского городничего, он окончил Петербургский артиллерийский и инженерный кадетский корпус. В Отечественную войну 1812 года был адъютантом М.Б. Барклая-де-Толли, возглавлял партизанский отряд, первым обнаружил отход Наполеона из Москвы. Позднее стал командиром гусарского полка, генерал-лейтенантом. Был награжден многими орденами.

Немалую роль в становлении идеи В.В. Андреева о возрождении традиционных русских народных инструментов сыграл еще один ржевитянин. Как для многих певцов, музыкантов и композиторов второй половины ХIХ века (вспомним торопчанина М.П. Мусоргского, нижегородца М.А. Балакирева, вышневолочанку Д.М. Леонову и других), наш земляк Тертий Иванович Филиппов (1826–1899) стал и для Василия Васильевича духовным покровителем и благородным защитником.

С начала 1890-х гг. В.В. Андреева постоянно приглашали на еженедельные музыкальные вечера к Т.И. Филиппову, на тот момент – уже одного из высших сановников России, действительного тайного советника, государственного контролера, сенатора, члена Синода, почетного члена Императорской академии наук. Домашний адрес Тертия Ивановича: Санкт-Петербург, Набережная Мойки, 74, – считался одним из «заповедных мест», где определялись и выстраивались творческие судьбы многих уникальных художественных личностей: Н.А. Римского-Корсакова, В.В. Андреева, Ф.И. Шаляпина… Здесь проходили встречи музыкантов, впервые «на людях» проигрывались новые произведения, делались наброски будущих работ. Хозяин дома очень ценил талантливых самородков, часто повторяя, что «они родятся веками, и мы должны служить им, а не они у нас». По существу, для России на тот момент Т.И. Филиппов был «министром культуры на общественных началах».

На одном из таких вечеров дебютировал на балалайке Василий Андреев. Выступление было настолько удачным, что Тертий Иванович предложил Андрееву составить цикл общих концертов своего мужского хора и оркестра балалаечников, что и было сделано. Газеты того времени отмечали большой успех совместного проекта. (Кроме всего прочего, Филиппов был организатором и меценатом хора, с которым занимался и готовил к выступлениям.)

В обращении к государю (1896) Т.И. Филиппов писал: «Немалую помощь в деле приобщения к народной музыкальной культуре „может оказать и балалайка Андреева“. Император дает согласие. Государственная казна отпускает нужные средства на содержание и обучение целого штата преподавателей балалайки в войсках русской армии, на открытие ремесленных мастерских для изготовления концертных инструментов.

В 1900-х годах В.В. Андреев уже сам обращается в Министерство просвещения с вопросом о проведении в каникулярное время семинаров для преподавателей народных школ и гимназий по изучению и овладению традиционными инструментами. Проект был одобрен. Его плодотворным итогом стала большая популяризаторская работа и почти повсеместное распространение ансамблей и оркестров народных инструментов. Например, летом 1912 года в Петербург на специальные обучающие курсы приехало свыше ста учителей и учительниц сельских школ со всех концов России.

После В. В. Андреев обратился уже в Министерство путей сообщения, и с 1913 года оркестры начали создаваться в железнодорожных училищах. В Ржеве еще в 1950–1970-е годы в профессиональном училище № 8 (железнодорожного профиля) занимался солидный (до 50 человек) оркестр народных инструментов. Да и практически в каждой ржевской школе в этот же период работали подобные инструментальные ансамбли. А с открытием детской музыкальной школы значительно активизировалась профессиональная подготовка любителей такого вида музицирования.

Совсем недавно вышел в свет хорошо иллюстрированный и красочный альманах „Поет Ржев“, рассказывающий о состоянии художественного исполнительства, руководителях музыкальных коллективов, местных композиторах. Сейчас в городе свыше 30 детских и взрослых ансамблей, хоров. Они продолжают и развивают лучшие духовные и музыкально-художественные традиции. Один из них – ансамбль русских народных инструментов „Метелица“ (создан в 1993 году, основатель и руководитель –С.Н. Куликова) – является прямым потомком творческого начинания В.В. Андреева. В ансамбле используются классические и народные инструменты (домра, баян, аккордеон, контрабас, колокольчики и другие). Он является постоянным участником областного фестиваля „Андреевские дни“, который традиционно проходит в Бежецке, на родине В.В. Андреева.

Традиции, заложенные нашими со-отечественниками и земляками Т.И. Филипповым, В.В. Андреевым и многими другими подвижниками русской культуры, живы и сегодня. Их имена, идеи и замыслы – в творчестве и памяти потомков.

Ольга КУЗЬМИНА

Ржев

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Нелидовские студенты приняли участие в соревнованиях в честь Дня Победы

18:24 / 18.05.2024 42

Представитель Вышневолоцкого округа избрана в Совет Всероссийского клуба «Воспитатель года» — «Созвездие»

17:40 / 18.05.2024 84

Утром в Твери в результате пожара повреждения получили три автомобиля

16:56 / 18.05.2024 229

Тверская область направит представителя в Торговое представительство России в Пекине для проработки вопросов сотрудничества с КНР

16:20 / 18.05.2024 50

Тверская область стала самым активным регионом-участником проекта «Школьный музей Победы»

15:31 / 18.05.2024 106

Калязинский коллектив «Спектр» гастролировал от Сочи до Дмитрова

14:56 / 18.05.2024 83

Библиотека Нелидова приглашает на выставку «Странный мир Дали»

14:00 / 18.05.2024 128

На территории двух округов Тверской области ожидается высокая пожарная опасность

13:10 / 18.05.2024 520

Начался розыск Никиты Погудина, который может находиться в Тверской области

12:40 / 18.05.2024 206

В правительстве региона подвели итоги отопительного сезона

12:00 / 18.05.2024 212

Лихославльская семья стала лучшей многодетной в Тверской области

11:30 / 18.05.2024 146

Руководителем следственного отдела проведен профилактический урок с учащимися колледжа Бежецка

11:00 / 18.05.2024 157

Житель Твери похитил из магазина пачки форели и масла

10:37 / 18.05.2024 530

94-летняя жительница Торопца передала курьеру мошенников 600 тысяч рублей

09:56 / 18.05.2024 348

Участники краеведческой конференции в Вышневолоцком округе вспоминали известного путешественника

09:30 / 18.05.2024 134

Тверские пожарные спасли двух человек из горящей квартиры

09:05 / 18.05.2024 620

Читатель Толстов: от лечения оспы до скандинавского нуара

23:30 / 17.05.2024 236

В Оленинском округе появился яблоневый Сад Победы

20:46 / 17.05.2024 347

В Тверской области около железнодорожного переезда автомобиль врезался в столб

20:18 / 17.05.2024 1117

В Твери временно изменится схема движения некоторых автобусов из-за проведения мероприятия

19:34 / 17.05.2024 1613

В Твери прошла творческая акция, посвящённая Международному дню детского телефона доверия

18:56 / 17.05.2024 332

Президиум регионального правительства обсудил вопросы градостроительства, демографии и соцподдержки

18:24 / 17.05.2024 318

6-летнего велосипедиста сбил автомобиль в Кимрах

17:49 / 17.05.2024 648

В автомобиле двух иностранцев тверские полицейские нашли героин

17:09 / 17.05.2024 553

Члены «Единой России» призвали граждан к участие в предварительном голосовании

16:47 / 17.05.2024 204

В Центре «Зотов» состоится премьера аудиоспектакля «Сон о хлебе»

16:41 / 17.05.2024 347

Мошенники предлагают продлить срок банковской карты

16:29 / 17.05.2024 303

Тверские автоинспекторы наказали лихача, который чуть не сбил ребенка

16:22 / 17.05.2024 417

Сто одаренных детей из Удомли получили именные стипендии от Калининской АЭС

16:20 / 17.05.2024 306

Басманный суд продлил арест тверских пособников террористов, устроивших резню в «Крокус Сити»

15:55 / 17.05.2024 452