В первом отделении концерта губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» сыграл рахманиновские струнные квартеты №1 и №2.
Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в исполнении Александра Гиндина и «Российской камераты» – гвоздь программы – прозвучал во втором отделении.
Это был фурор. Александр Гиндин играл так легко и вдохновенно, что казалось, ему не хочется, чтобы это когда-нибудь закончилось. То же самое чувствовали и зрители – они так бурно выказывали свой восторг, что пианист сыграл для них сверх программы «Польку В.Р.», предварив рассказом об истории ее создания. Зрители в зале и музыканты на сцене улыбались – такой милой была эта вещь, и так весело она звучала. Едва отзвучали последние аккорды, как люди опять встали с мест, принялись кричать «браво» и громко аплодировать. И опять пианист сел за свой инструмент, и опять сыграл еще одну польку, итальянскую, историю которой тоже все с интересом выслушали. И опять он купался в овациях, и так же легко и радостно откликался на просьбу зрителей не прекращать, и на этот раз сыграл прекрасный и грустный «Вокализ». И если бы не необходимость остановиться, музыкант, кажется, играл бы и играл – мало ли у Рахманинова небольших пьес и романсов.
Но, несмотря на аплодисменты, пришлось раскланятся: завтра концерт в Тюмени, 28 марта еще одна виолончельная соната, через день – две сюиты, Симфонические танцы, рапсодия на тему Паганини: в последние дни Александр Гиндин в связи с юбилеем Рахманинова играет много его произведений. Об этом пианист рассказал журналистам перед началом концерта.
– Рахманинов объективно сложный композитор, но мне играть его легко и приятно: по музыке он очень ясный, в своих творческих намерениях очень искренний, теплый. Для русского пианиста нет лучше композитора – запросы и интересы исполнителя соприкасаются с запросами и интересами публики. Его музыка нравится всем. Насколько он был великим композитором, настолько же и великим пианистом. Он фортепианной музыкой не ограничивается. И ваш город, Тверь, тому подтверждение. Ваш движущий элемент – струнный оркестр, а фестиваль Рахманинова – серьезное амбициозное предприятие и, в хорошем смысле, рискованное: произведений, написанных для струнного оркестра, у Рахманинова практически нет. То, как вы решаете эту проблему, я считаю творчески замечательной.
Перед концертом Александр Гриндин порепетировал, пообщался с оркестром и его художественным руководителем Кружковым, от чего испытал большое удовольствие: «У вас замечательные музыканты, и Рахманинова они играют чудесно».
После исполнения Первого концерта, рассказал Александр Гриндин, Рахманинов больше двух лет не писал музыку, пребывал в депрессии. Будучи очень уверенным в себе как пианистом, никогда не был в себе уверен как композитор – был личностью сомневающейся, нуждающейся в поддержке окружающих. И когда ее не получал, это его сильно и больно ранило. Во многом благодаря психотерапевту Николаю Далю композитору удалось преодолеть душевный кризис. И свой Второй концерт он посвятил Николая Далю.
Этот концерт был первым в ряду фестивальных концертов в Твери. 29 марта в филармонии прозвучит еще одно великое произведение Сергея Рахманинова – «Всенощное бдение». Как сказал директор и художественный руководитель филармонии Владимир Белов, хотелось показать все жанры, в которых творил композитор. Зрители услышат произведение в исполнении хора, который возглавляет молодой и талантливый Максим Перадзе. Коллектив за последнее время изменился к лучшему, считает Владимир Белов, появились новые певцы и певицы, хор зазвучал по-другому.
А первого апреля в театре драмы дают «Алеко»: сцена филармонии не позволяет ставить большие полотна, где на одной площадке и хор, и оркестр, и певцы. Солистами в опере, которая прозвучит в концертном исполнении, будут ведущие мастера Большого театра, Мариинского театра, Новой оперы.
Директор филармонии планирует развивать у нас этот музыкальный жанр; в Тверь будут привозить лучших певцов нашей страны, и каждый сезон показывать две-три оперы.
– К моей большой радости, в Твери много людей, которые любят и знают оперу, – говорит Владимир Белов.