На минувшей неделе в малом зале Тверского городского музейновыставочного центра состоялось большое культурное событие. Так единодушно высоко оценили первую персональную выставку молодой художницы Надежды Герасименко специалисты и многочисленные зрители, пришедшие на вернисаж. Более шестидесяти графических полотен плотненько, почти впритирку, расположились вдоль стен всех трех разновеликих помещений малого зала. Дебют не просто удался, он выдался на редкость ярким, мощным, убедительным. Не по годам зрелые и безупречные с профессиональной точки зрения работы Герасименко вызвали у старших коллег по цеху смешанные чувства восторга и удивления.
– Я поражен, как быстро проявился и окреп талант Надежды, – признался искушенный в подобного рода мероприятиях председатель Тверского отделения Союза художников России Евгений Антонов. – Наше поколение творчески взрослело не столь стремительно. Иному требовались годы, чтобы достичь подобного уровня мастерства.
И еще Евгений Андреевич обратил внимание собравшихся на динамизм жизни дебютантки. Сразу же после художественного училища имени А.Г. Венецианова она поступает в Московский институт имени В.И. Сурикова. А через год после успешного его окончания становится членом Союза художников России, сейчас преподает в родной Венециановке.
– Будем надеяться, – заметил Евгений Антонов, – что Надежда не бегун на короткую дистанцию: выложился, а там – хоть трава не расти. Пусть этот жизненный темп ее не ослабевает и в будущем.
В самом деле, за сравнительно небольшой период времени Надежда Герасименко многого добилась и «натворила» картин не на одну выставку. Нелишнее тому подтверждение – ее первая персональная, где собраны произведения всего лишь двухтрех последних лет. Да и те просеяны сквозь сито общей темы, к слову, любимой темы художницы. Город, городской пейзаж, рукотворная природа, в которой живет человек. Город бывает жестоким и добрым, убогим и прекрасным. В городе Надежды Герасименко господствует геометрия домов, деревьев и улиц, он наполнен многообразием сложных ритмов и пластических мотивов. А вот людей в этом городе почти нет, вернее, они незримо присутствуют в предметах и лишь иногда становятся главными героями произведения.
Как это произошло в картине «Двое». Берег Волги, узнаваемое место на набережной, пожилой мужчина, поглощенный чтением газеты, и неопределенного возраста дама в ядовитожелтом (Ван Гог отдыхает) берете сидят на лавочке, чуть отвернувшись друг от друга, а к нам, зрителям, и вовсе спинами. А по бокам от них на ограде сидят две вороны: черная и… белая. И тоже отчужденно так сидят – спинами к людям и друг к другу. Обыкновенная, черная – неподалеку от мужчины, а странная, белая, поближе к даме. Такая вот картина–картинка–история…
Впрочем, неблагодарное это занятие – пересказывать сюжет произведения. Тем более когда речь идет о картинах Надежды Герасименко, которые полны явных и скрытых смыслов и символов. Каждый видит в них чтото свое, ассоциативно личное, а потому искренне советую всем без исключения посетить этот удивительный и удивленный мир – город Надежды. Выставка продлится до 21 апреля.
Фото автора