Театр кукол представил премьеру для взрослых
В Тверском театре кукол прошла премьера. Для взрослых. Новый спектакль в постановке художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Белкина «Чао, Феллини!» на премьеру собрал полный зал. То ли потому, что театр кукол нечасто балует спектаклями для взрослых, то ли имя знаменитого итальянского режиссера в названии премьеры сыграло свою роль.
Перед началом спектакля Сергей Белкин просил воспринимать его творение исключительно эмоционально, оставив рационализм на послевкусие. Скажу сразу: подругому и не получится. Кто в процессе просмотра будет напрягать мозг, чтобы выстроить в голове логическую нить, рискует уйти ни с чем, а вот кто отдастся бесконечной музыке, пластике актеров, метафорам их образов, получит огромное удовольствие.
«Чао, Феллини!» – это история о человеке. О гармоничном человеке, которого с самого начала спектакля отрывают от гармонии страшные звуки шагов невидимого гиганта. Это шаги вмешательства, того самого, которое не спрашивая, вторгается в жизнь, меняет ее под себя, делает заложником миллионов стереотипов и никогда не оставляет ничего личного в тебе самом. Это вмешательство – мир, который встречает тебя, беззащитного, с самого рождения, с которым тебе предстоит расти, представители которого, уродливые и веселые, будут вовлекать тебя в бесконечный свой танец – средневековую пляску смерти.
«Чао, Феллини!» – метафора от начала до конца, набор аллюзий, которых так не любит неискушенный зритель. Это и образ египетского бога Тота – длинноклювого Ибиса, олицетворяющего мудрость, шадровская «Девушка с веслом» и притча о кресте и многоемногое другое, что увидите вы в причудливых вариациях карнавальных «Медико дела Песте».
Визуальная игра, оторванная от сюжета, – едва ли не отдельное произведение.
Но в целом фабула спектакля именно принесена в жертву образности, обыгрыванию понятий человеческой жизни как бы через запятую: рождение, страх, отчаяние, непонимание, власть, деньги, милосердие, любовь, время, смерть. Карнавал жизни, где ты клоун с вырванным сердцем, с душойтряпицей, выжатой, раздавленной крестом, который и неподъемный гнет, и спасение. Но хоть ты и клоун, здесь ты единственный человек с лицом, не искаженным уродством. Ты вообще здесь – единственный человек.
А карнавал вокруг не кончается, он мутирует и гремит новыми формами, идет по бесконечному цикличному кругу, олицетворяющему то ли ад Данте, то ли спираль, уходящую в бездну, как водная воронка, засасывающая тебя в преисподнюю.
Обыгрывание Белкиным понятий душевных состояний затейливо и интересно, и, может быть, только с середины спектакля начинаешь понимать, куда весь этот балаган катится.
И прежде чем ты увидишь себя в зеркале, прежде чем шагнешь за него, ты не оставишь на себе живого места…
Зеркало станет демаркационной линией, за которой остаются ветхие одежды и слепая толпа уродливых лицедеев. Религиозная канва Белкина прочитывается почти вся. Зеркало – это способность увидеть себя, а значит, сделать первый шаг к спасению, войти в мир, где нет никого, кроме тебя и Того, кто не горит в сомнениях и неверии. Там можно содрать с себя маску и впервые улыбнуться. И тот снег, который будет падать сверху хлопьями, станет символом очищения.
Сергей Белкин затеял причудливую игру со зрителем, ассоциативный поединок. Достаточно смелый эксперимент над психикой зрителя. Местами все происходящее кажется набором абстракций, не приведенных к единому знаменателю. Как «Сны» Акиры Куросавы, Сергей Белкин выкладывает зрителю чтото свое очень личное, представляя спектакль в виде вивисекции – вскрытия на живую пульсирующего очага мысли. И понять эту мысль сможет только тот, кто созвучен ей, остальные же рискуют уйти в недоумении. Вряд ли Белкин не осознавал этого риска, скорее, он, как художник, не испугался быть непонятым, но трезво оценивал зрительскую реакцию, почему и делал это вступление перед началом. Не все в нашем мире подвержено рациональному анализу, но все в нашем мире эмоционально, а эмоция до крайности субьективна.
Как бы то ни было, «Чао, Феллини!», безусловно, интересная и сложная работа, эта премьера в новом театральном сезоне достойна отдельного места. Спектакль, способный вырвать из успокоения, заслуживает как минимум уважения. А что касается остального – так все в мире относительно…
Александр ДЫЛЕВСКИЙ