Был уверен, что в отзывах о «Метро» будут превалировать фразы: «Не ожидал от нашего кино такого». И не ошибся. Но какого именно «такого» никто не ожидал от отечественного кино? Зрелищности? В первую очередь ее. Зрелищности катастрофы. Мы привыкли топить, сжигать, уничтожать Землю, начиная обычно с Америки, по Москве же лишь колесо обозрения из парка Горького каталось, да и давно это было, и тема там была инфернальная, далекая от реальности среднего потребителя.
Бюджет «Метро» на удивление мал: всего 9 миллионов долларов – на фильмы такого уровня в Голливуде тратится в десятки раз больше. Бюджет, например, «Дневного света» (очень похожего фильма 1996 года) равнялся 80 миллионам. «Катастрофа» за девять миллионов – «отличное (очередное) доказательство, что российское зрительское кино живо и здравствует, когда за дело берется серьезный профессиональный продюсер, хорошо чувствующий время и аудиторию – в данном случае – Игорь Толстунов. К сожалению, таких успехов пока не может быть слишком много», – отметил председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Акопов.
Вся эта преамбула не для того, чтобы похвалить, а – чтобы задать планку для критики фильма. Нельзя требовать от картины, пионером дерзнувшей замахнуться на «тысячи жизней» московского метро, голливудских мерок и полного списка «спасений по правилам жанра». Хотя список этот почти весь соблюден, есть, конечно, ляпы и логические недоработки сценария, но там, где такие масштабы, на деталях внимание не заостряешь и, в принципе, есть готовность простить.
Пятница. Московское метро. Можете представить? Прижатые носами к окнам поездов люди, скорость под Москвой-рекой максимальная, километров 70–80 в час. И тут машинист, замечая, что впереди с потолка тоннеля потоками льется вода, тормозит изо всех сил, резко и до упора. Боящимся замкнутых пространств не стоит воображать картинку, где груды падающих, давящих друг друга людей оказываются в закрытых вагонах с оторванными поручнями и разбитыми стеклами…
Снято зрелищно, если не сказать со вкусом, но без лишней крови и подробностей. Дозировано, но так, чтобы стало страшно и надолго отбило желание пользоваться метро. Вот это уже близко, очень близко к среднему потребителю, который «живет» в метро больше времени, чем тратит на завтрак, обед и ужин. И оттого страшнее. По крайней мере, мыслей «такого со мной точно не произойдет» не возникает.
Как любой фильм-катастрофа, это кино в первую очередь о любви. Любви несчастной и счастливой. Любви, которая может помочь запутавшейся между двух мужчин героине расставить приоритеты и выбрать все-таки главного для нее. Катастрофа помогает сделать выбор, катастрофа помогает и найти друг друга людям, до этого чужим. Шаблон соблюден очень качественно.
Причина катастрофы тоже подкреплена самой жизнью. На экстренном совещании у мэра Москвы тот обвиняет начальника метро: «Бардак в вашем хозяйстве» – и слышит твердый ответ о том, что бардак как раз наверху, бардак в строительстве, в том, что высотная точечная застройка давит на тоннели, построенные в 1930-х годах. Этот бардак – главная тема фильма, потому что любовник героини – тот самый застройщик, который в погоне за очередным тендером бросил машину в пробке и поехал на метро. Шаблон, и тоже простительный.
Вообще, в фильме все шаблоны простительны, даже маленькая собачка, даже спасение в последний момент и гибель одного из героев: не могут же все спастись – не по правилам жанра.
Мы живем в сердцевине опасностей, и почти никто из нас не знает, как вести себя в ней, чтобы не быть задавленным толпой и глупо не умереть от незнания законов физики или химии. В этом главный педагогический плюс жанра кинокатастрофы: нужно думать быстро, принимать важные решения мгновенно, не ждать, что кто-то тебя спасет, не сомневаться. Мы умеем это делать? Разве что нам так кажется при выходе из кинотеатра.
Отдельное спасибо хочется сказать Сергею Пускепалису и Светлане Ходченковой, группе «Би-2» и композитору Юрию Потеенко за отличный саундтрек. Ну и, конечно, режиссеру, который не испугался и сделал достойное «зрелище».
Тем, кто не смотрел, все же стоит это сделать. Фильм не зря признан удачным проектом и уже окупился. При всех его недостатках есть самое главное преимущество, выраженное зрителями в формуле: «Не ожидал от нашего кино такого». Поверьте, сегодня это дорогого стоит.