«Операция «Арго» триумфально идет по миру – и вторая по значимости американская кинопремия «Золотой глобус», и английская кинопремия BAFTA были единодушны, отдав картине победы в двух самых престижных номинациях:«Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Побит даже масштабный фильм Стивена Спилберга «Линкольн» о 16-м президенте США.
Хотя ничего особенного в «Арго» вроде бы нет: основанный на реальных событиях сценарий рассказывает об операции ЦРУ по освобождению шести американских дипломатов в 1979 году из охваченного исламской революцией Ирана. Известных актеров, за исключением самого Аффлека, сыгравшего в картине роль эксперта по освобождению людей Тони Мендеса, в «Арго» тоже нет. Зато есть оригинальная, необычная режиссура, которая заставляет смотреть двухчасовой фильм на одном дыхании, делает его почти документальным.
Для прикрытия агент Тони Мендес убеждает Госдеп США использовать легенду о съемках в Иране эпизода фантастического фильма «Арго». Несмотря на вроде бы ожидаемый хэппи-энд, фильм держит зрителя в постоянном напряжении – камера одновременно фиксирует переживания людей, занятых в операции ЦРУ в разных уголках света: Иране, Вашингтоне, Голливуде.
Скажу честно: долго откладывал просмотр «Арго» из-за предубеждения, ибо совсем не симпатизирую внешней политике США по вмешательству во внутренние дела других стран. Тем более что нынешняя иранская повестка делает «Арго» сверхактуальным для патриотичной Америки. Но, почитав многочисленные отклики киноманов, решился и не пожалел.
Третий фильм Бена Аффлека окончательно вывел его в категорию режиссеров высшего уровня. Сбылась еще одна американская мечта: актер второго эшелона, которого недавно считали кумиром девочек, к сорока годам стал серьезным режиссером. После «Беги, детка, беги» и «Города воров» об Аффлеке заговорили как о хорошем постановщике, после «Операции «Арго» его признали.
Характерный стиль режиссуры Аффлека– полное погружение зрителя в картину, выверенность деталей и образов (70-е годы в «Операции «Арго» показаны настолько реально, что порой кажется, что смотришь фильм того времени и в кадре сейчас появится не Бен Аффлек, а… например, 40-летний Клинт Иствуд). Кстати, первоначально Аффлек не хотел играть в фильме сам и планировал на главную роль Бреда Питта, но тот отказался, и режиссеру пришлось оказаться по обе стороны камеры. НынешнийАффлек– отпустивший бороду, повзрослевший, интеллигентный – вызывает симпатию. Хотя многие кинокритики (которые до сих пор не могут простить ему провальные роли 2000-х) убеждены: худшее в фильмах Аффлека– это сам Аффлек.
«Операция «Арго» – это фильм о всемогуществе Голливуда, ведь именно кино становится спасителем дипломатов. А еще это яркий пример того, как ненавязчиво и интересно американцы умеют пропагандировать патриотизм. К сожалению, современное российское кино страдает излишним самобичеванием, а немногие патриотические вещи сделаны кондово и вызывают, скорее, обратную реакцию. Зато «Операция «Арго» снята так, что заставляет сопереживать американцам и так «любимому» всем миром Госдепу. Такова сила искусства.Есть чему поучиться.