Новая выставка вышневолоцкого художника
С художником и дизайнером Владимиром Калинкиным мы познакомились давно, когда он руководил дизайнцентром в Вышнем Волочке. Такой детский центр в Тверской области появился впервые. Мы договорились с Владимиром Васильевичем встретиться.
Был зимний вечер, шел густой снег, но в старом деревянном доме в самом центре города горел свет и звенели детские голоса. Чем только там не занимались! Рисовали, лепили, вырезали из дерева, плели корзины, расписывали ткани, конструировали оригинальные костюмы для театра моды, придумывали и строили в миниатюре декорации к театральным спектаклям… Была даже цирковая студия. Всему этому учил детей небольшой педагогический коллектив художников с такой фантазией, что в ход шло все – от пластиковых бутылок и картонных ячеистых упаковок для яиц до тканей, холстов и теста. Главным выдумщиком и самодельщиком был Калинкин, и почти все произведения возникали в результате совместного творчества учителей и учеников. На столе у директора – высокая стопка дипломов с разных конкурсов и выставок. Ими, наверное, можно было оклеить стену, а Владимир Васильевич шутил, что готов все награды обменять на видеокамеру.
Конечно, было расписание работы секций, но по неписаному правилу дети и преподаватели могли приходить не только на занятия, а и в любое время. Так было и в тот вечер. Мы уже заканчивали разговор, когда растворилась входная дверь и вместе с порывом ветра возникла маленькая девочка, вся в снежных хлопьях и с сияющими глазами. Она поздоровалась и устроилась немного полепить из глины. По тому, как ее встретил Калинкин, было видно, что дело это обычное.
Дизайнцентр в системе дополнительного образования был явлением неординарным, создавал лишние хлопоты, а чересчур активный и творческий руководитель выпадал из общего ряда, чем сильно раздражал тогдашнее городское педагогическое начальство. Располагался он в здании бывшей школы, которое преподаватели своими силами отремонтировали и тем самым сохранили. Под предлогом отсутствия противопожарной сигнализации центр выселили. Никакого ремонта не было, а скоро здание просто сожгли.
Преподавателей распределили по школам. Владимир Васильевич после некоторых колебаний стал работать художникомпостановщиком в Вышневолоцком драматическом театре – он по образованию театральный художник. Так в 2003 году окончилась педагогическая веха в жизни и творчестве Калинкина длиною в два десятилетия, из которых последние восемь лет он считает самыми счастливыми. Хоть и остались в душе горечь поражения и множество нереализованных замыслов.
Впрочем, он не из тех, кто впадает в уныние и останавливается на полпути. Несмотря на многочисленные увлечения в области дизайна, Владимир Калинкин никогда не изменял своему самому главному жанру – графике. В юности начинал как раз с иллюстраций к произведениям мировой классики. Из графических работ разных лет была составлена первая персональная выставка в музее. Она стала заметным событием в культурной жизни города. Калинкин давно собирался вплотную заняться деревянной скульптурой, да все както руки не доходили. Прошло немного времени, и созданная им коллекция принимает участие в коллективной выставке. Несколько сказочных героев стали украшением фойе краеведческого музея и местного драматического театра, их разрешается трогать руками, и дети охотно это делают, особым вниманием у них пользуется Буратино.
Из сучковкорешков, древесных грибов, шишек и болотных коряжек под руками мастера возникли сказочные персонажи и вполне узнаваемые герои литературных произведений, а еще разные лесные и домовые чудища.
И очень органично эта выставка разместилась рядом с коллекциями батика двух молодых художниц – Елены Рыбаковой и Инны Калинкиной. Обе они считают себя ученицами Владимира Васильевича. Инна – его дочь, она буквально дневала и ночевала в дизайнцентре, попробовала себя и в живописи, и в дизайне, даже цирковым искусством немного увлекалась. Потом окончила Торжокское художественное училище золотного шитья, а в канун открытия этой выставки Инна получила диплом Тверского художественнополиграфического лицея.
Рассказывать о живописи, скульптуре или произведениях прикладного искусства – дело неблагодарное, это как «Войну и мир» пересказывать. На выставку надо прийти в Вышневолоцкий музей и все увидеть. Тем более что она продлится весь июль.
Нина АЗАРИНА