Этностудий с красивым, звучным названием «Матица» в России – эх, сколько, только считать успевай. А в Твери одна, своя, молодая совсем и, самое главное – семейная. История студии уходит корнями не глубоко. Ровно пять лет назад на базе Тверского объединенного музея был создан детский музейный центр (бывший отдел музейной педагогики). Его директор Елена Анатольевна Полозова решила создать под крылом центра студию…
– Первоначально речь шла о детской студии рукоделия, где дети могли бы общаться со старинными предметами, делать их копии или, основываясь на них, создавать
Так вот и стала «Матица» студией с двумя направлениями: музыкальным и рукодельным. А название подобрали более чем удачное, хоть и распространенное. Матица – в русской избе массивная деревянная балка, которая держит не только крышу, но и весь дом. С матицей на Руси связано столько обычаев и преданий, что всех не перечислишь. Для новообразованной студии значение было одно: мать.
– Матица – начало дома, начало жизни, то, на чем держится дом и семейные традиции, – говорит Полина Акулова. – А на ком дом держится, с кого начинается жизнь, семейный уклад и семейные традиции? Конечно, с матери.
Понемногу «Матица» наполнилась людьми, и зазвучали песни. Поют в «Матице» песни, конечно, народные, благо еще богат исконный культурный слой деревенской России. Перепевают старые напевы Смоленщины, Псковщины, конечно, родные – тверские, учат этим песням своих маленьких детишек. Шьют народные костюмы. Рядом музейные фонды, есть откуда почерпнуть красоту русского костюма. И почерпнули.
Исследовательская работа по подготовке «весьегонского костюма» в «Матице» продолжалась около полутора лет, сами костюмы были сшиты за полгода (на снимке вверху слева). Последние два месяца перед всероссийским конкурсом «Русский костюм на рубеже веков» никто не спал, боялись не успеть.
На конкурсе наша «Матица» стала лауреатом в номинации «Традиционный костюм».
– Нас было шестеро, и костюмов было шесть, – говорит Полина Акулова. – Очень многие представляли свои костюмы на манекенщицах, а мы вышли сами: пели весьегонские песни, весьегонские хороводы водили, и нам сказали: «Какие же вы все натуральные». Мы взяли именно весьегонский костюм, потому что это наиболее яркий самобытный костюм. Среди тех, кто занимается давно традиционным костюмом, весьегонский является лицом Твери. Самый известный, но при этом в литературе не описан, и никто не знает, как его шить. Поэтому очень хотелось понять и попробовать. Все получилось.
Дети в «Матице» – настоящая надежда и радость. Для них, для детей, и костюмы, и песни, чтобы выросли девочки и мальчики с традиционными основами в душе и голосе, чтобы было что противопоставить современному миру, утрачивающему корни свои.
– Мы все стали заниматься фольклором или в студенческие годы, или после замужества, – рассказывает Полина Акулова. – А наши дети – дети фольклористов, они с рождения живут в русских традициях, в той мере, в которой это возможно в современных условиях. Какое у них отношение будет к традиционной культуре? Увидим.
Для кого-то в «Матице» фольклор стал уже образом жизни, для кого-то остается просто увлечением…
– Но для поколения наших детей это уже образ жизни, – говорит Полина Акулова. – Потому и цель создания «Матицы» мы видели в том, чтобы ввести традиционную культуру в жизнь детей самым естественным путем – через мать, через семью, именно поэтому мы занимаемся фольклором не с детьми в первую очередь, а с их родителями.
Фоторепортаж
Юлии СМОРОДОВОЙ