Проекты «Квартета И» традиционно собирают хвалебные рецензии. Для этого есть несколько причин: люди соскучились по якобы «интеллектуальному юмору», а еще наша аудитория крепко завязана на «физиогномические» аспекты, то есть, парадоксально говоря, любит содержание за его форму. Если любить «Квартет И», то несложно с восторгом принимать все, что он делает.
«Быстрее, чем кролики» – это экранизация одноименного спектакля. По словам самих «квартетчиков», они рисковали, когда запускали этот проект. Поймут ли? И не потому, что люди глупые, а юмор слишком умный, а потому, что фильм – о загробной жизни – вышел сразу после Нового года.
Шутить о смерти – это смело. Черный юмор всегда в тренде. Но здесь как нигде важно знать границы. Первую половину фильма зритель всерьез заинтригован ситуацией, в которую попадали герои. Вспоминаются «страшные» голливудские «Кубы» и «Пилы». Однако незадачливые мужики на экране шутят, не понимая: они оказались в этом странном месте, напившись накануне, накурившись или коллективно преставившись?..
Экватор, который проходит с момента откровенных кощунств, показывает: сюжет здесь отодвинули, начинается юмор ради юмора – и сразу становится не смешно. Зал неловко затихает. И не потому, что не все разделяют веселье на тему, почему православные чистилище пропили. А потому, что экватор пройден, а герои вместо того, чтобы идти дальше темными переходами, все не могут перестать шутить.
Уже после фильма, листая различные интервью с «квартетчиками», хотелось найти оправдание этому киноэксперименту, например, социальным оттенком. Вроде как любой из нас, попав в загробный мир, будет так кривляться – настолько искажен нравственный облик современного человека, что он готов и Богу взятку предложить. Но ребята из «Квартета И» прямо заявляют, что сатирой они не занимаются – они рефлексируют.
И все становится на свои места. Становится както обидно за нас, зрителей. Обидно за жанр, который и здесь, оказывается, не имеет сверхзадачи, хоть и заявлен как интеллектуальный юмор. Ребята из «Квартета» прямо говорят, что их юмор – «для обеспеченных людей», поэтому даже в крупных городах они дают ограниченное количество спектаклей – число «их» зрителей очень ограниченно, всецело понять их юмор могут лишь те, кто имеет определенный социальный статус и образ мыслей. Интересная связка…
Всегда казалось, что смерть – главная тема «Кроликов» – уравнивает все статусы и образы мыслей, что эта тема может быть смешной лишь с оглядкой на себя – такой осторожно смешной. Но оказывается, что смерти нет – есть лишь рефлексия на ее тему. А ведь именно тема смерти является той жесткой переплавкой юмора в сатиру, призывающей сквозь смех всмотреться вглубь. Не вышло. Зато как нигде в этом фильме обнажились сами «квартетчики», и именно обозначение их жизненной позиции – главная заслуга картины. Это позиция элитной, комфортной и нерискованной популярности, ради которой можно весь фильм смеяться над Богом, но не задеть даже краем наших самых важных социально-политических проблем.