Театральную афишу Твери украсил театр Романа Виктюка. Во Дворце культуры «Пролетарка» был дан нашумевший за 25летие спектакль «Служанки» по пьесе «маргинального интеллектуала» Жана Жене.
Премьера состоялась в сентябре 1988 года в театре «Сатирикон» и вызвала фурор. В «Служанках» женские роли играют молодые мужчины. Якобы так завещал автор пьесы, хотя зрителям непонятно – зачем? Ту же точку зрения разделяет постановщик «Служанок» – «манифеста новой театральности» – Роман Виктюк. Об этом он сам вещает перед началом действия с помощью фонограммы.
Тверские зрители, не знакомые с манифестом, испытали восторженный шок. Когда еще увидишь на сцене «породистых» молодых людей с обнаженными торсами и в юбках в пол, которые демонстрируют пластику, доступную разве что гимнастам. Хореография – главное достоинство спектакля. Сюжет второстепенен и неподготовленному зрителю непонятен.
Для тех, кто посмотрел и не все понял. Две служанки мешают любовь с ненавистью к своей Госпоже. Анонимками донесли полиции на ее любовника. Их умысел насолить Госпоже потерпел неудачу. Месье отпускают. Тогда служанки пытаются отравить мадам, но и это не удается. Тогда девицы решают убить друг друга. Одна кончает жизнь самоубийством, другая пытается поймать птицу счастья с помощью красноречия. Мудрено, но завораживает.
Высокопарный тон, изломанные жесты, гибкие позы – это ритуал, с которым к окончанию спектакля вынужденно соглашается публика, разобравшаяся в изощренных тонкостях действия. Надо отдать должное Роману Виктюку: он умеет шокировать.
Знаменитый ныне во всем мире Виктюк в давние уже времена имел тесную связь с городом Калинином. Он был главным режиссером Калининского театра юного зрителя. Его первый спектакль «Коварство и любовь», пропущенный «культурной» цензурой с большим скрипом, сразу же стал местным манифестом новой театральности.
Вокруг «Служанок» вот уже четверть века не стихают дискуссии. Например, известный тверской режиссер Владимир Филимонов, у которого тоже есть манифест и своя стилистика спектаклей, категорически не одобрил постановку Романа Виктюка. Но авторы «Служанок» и их поклонники настойчиво убеждены, что это искусство высокой пробы.
Резюме: спектакль останется в памяти на долгие годы. Могу предположить, что, увы, именно за такими нетрадиционными постановками будущее театров. У нынешней «богемы» это модно и престижно, хотя сторонники русского реалистического искусства будут категорически возражать.
А отзывы о спектакле – самые разные. От восторженных («Советую всем, кто хочет чегото совсем не похожего на все остальное! В самом спектакле ничего лишнего. Продумана каждая деталь и каждое движение. Все это вместе взятое дает просто потрясающий результат!») до резко негативных («Не понравилось и не зацепило. Заложенную глубокую мысль загубили переигрыванием, избытком плясок (именно плясок, а не танцев), кривлянием и ором»).