В его кинобиографии многие десятки ролей. Но об одной из них не упоминали никогда. Снимался Юрий Васильевич под Калинином. А встречал его с московской электрички и провожал на место съемки автор этих строк.
Телевизионную картину по трем новеллам Константина Паустовского снимал ленинградский режиссер Лев Цуцульковский. Как удалось ему, начинающему, хотя и не молодому, привлечь на съемки звезд первой величины – одному Богу известно. В новеллах трех разных героинь играла Людмила Чурсина, а ее партнерами были Олег Ефремов, Юрий Яковлев и Петр Вельяминов.
Яковлева ждали на ночную съемку возле деревни Каблуково Калининского района. На правах журналиста, обслуживающего процесс, режиссер командировал меня встретить звезду на вокзале. Тогда актеры не требовали для транспортировки персональных авто, а передвигались на общедоступном транспорте, включая электрички.
Народный артист вышел на перрон в натянутой до носа кепочке и темных очках – для маскировки. Но его все равно узнали в толпе выходящих. Чувствовалось, что это внимание его напрягало. Погрузившись в персональный автобус, Юрий Васильевич сделался своим парнем. Анекдоты были его визитной карточкой. Всю дорогу до места съемки он сыпал веселыми историями с использованием крепких словечек. На площадке Яковлев демонстративно радушно пообнимался и поцеловался с режиссером и сразу же потребовал репетиций: чтобы было понятно, что главной величиной на съемках далеко не всегда является постановщик картины.
В эпизоде в парке с Яковлевым снимался актер Калининского драматического театра Николай Бутрехин. Пока выбирали точку съемки – прибрежные кусты у Волги, ставили свет, камеру, актера загримировали прямо в автобусе на глазах техперсонала. Во время тонировки лица звезда продолжала сыпать анекдотами, бравируя баритональной бархатностью своего голоса.
Памятуя, что на осеннем дворе – ночь, актер произнес дикторским голосом: «Давайте зарегистрируемся на целлулоид», имея в виду работу перед камерой. Сделал несколько дублей, где актеру надо было изображать тревожно-ожидательную задумчивость, съемку свернули – пошел мелкий дождь. Все, кто поглавнее, забились в автобус, где Юрий Васильевич расслаблялся после не очень трудной для него работы.
Посыпались любопытные вопросы, главный из которых: «Над чем работаете?». «Преимущественно над собой», — ответил актер и приятно засмеялся.
По дороге в гостиницу Юрий Васильевич попросил расписаться в ведомости. За каждый съемочный день, а ночная съемка еще повышала гонорар, ему платили 60 рублей. Для сравнения: ежемесячная зарплата труженика предприятия в ту пору, а было это в 1975 году, редко превышала 150 рублей. Так что актеры кино, если регулярно снимались, далеко не бедствовали, хотя сейчас постаревшие звезды советского кино плачутся, что чуть ли не перебивались с хлеба на воду.
Фильм с участием четырех звезд советского экрана получился проходным. Его показали только по Ленинградскому телевидению. Зато вся натура снималась в Калинине, и общение с народными артистами оставило самые приятные воспоминания. С Людмилой Чурсиной перед съемками выпили бутылочку «Кубанского игристого».
Картина называлась «Обещание счастья». Думаю, что Юрий Яковлев давно забыл об этом «обещании», но нам о нем вспомнить приятно.
На фотографии – актер перед камерой входит в образ.
Валерий БУРИЛОВ