Это хрестоматия «Кашинский край: вехи истории. С древнейших времен до конца 30-х гг. XX в.» (Кашин, 2013). Книга вышла тиражом 500 экземпляров в издательстве «Вишневый пирог». В наше время это приемлемый тираж, тем более, что книга предполагает внимательное и вдумчивое чтение, к которому у нас привычка постепенно пропадает (увы!).
Текст убористый, тесный, почти без полей. Остается ощущение, что в книгу вместилось малая часть огромного и богатого материала, втиснутого буквально «коленкой». Скорее всего, так и есть. У авторов-составителей – замечательного краеведа и преподавателя истории в кашинской школе №3 Татьяны Голубевой, старшего научного сотрудника Кашинского краеведческого музея Анны Маловой и ответственного секретаря газеты «Кашинский вестник» Елены Морозовой – материалов хватило бы на несколько таких книг. Получилась же одна, и всего в двести пятьдесят страниц.
Получилось по жанру то, что у одного из древних авторов названо «строматы», то есть «ковер из лоскутков» — мозаика разнообразных отрывков. Читателя книги ожидает немало открытий и удивлений.
Например, тот, кто полагает, что Кашин от века был городом очень религиозным и патриархальным, будет удивлен вот такой челобитной к царю Алексею Михайловичу 1649 года от архимандрита Дмитровского монастыря «Варламища» (так он себя по этики подобных писем называет):
«В твоем, государь, богоспасаемом граде Кашине в понедельник первыя недели великого поста творитца всякое безчиние и беззаконие: из уезду приезжают крестьяне с женами и с детьми, и на тот велик день пьют и бражничают и бесчинствуют, крык и вопь и бой меж собою до кровопролития во весь день до полунощи во вторник…» Естественно, архимандрит просил об государевом запрете на подобные игрища в пост, тем более, что «от того бесчиния и пьянства многие крестьянские души от пьянства и убоинства умирают…»
А вот век XVIII в. «Инструкция о домашних порядках» кашинского помещика Тимофея Текутьева. Отнюдь не жестокая, полная, скорее, хозяйского внимания и заботы.
«26)Что принадлежит до поборов и оброков с крестьян и людеи, то сверх положенного излишняго отнюдь не брать, ибо они от излишности ослабевают, в леность и жестокосердие обращаютца и… всякия злобы и вред господину вымышляют…
32)В содержании церквеи Божиих… иметь болше дому своего попечение, для того, что вся жизнь наша состоит в руке Божиеи…»
Хотя, в общем, о нравах крестьян и их способностях мнения барин весьма невысокого: лентяи и себе на уме. Что ж, век XX-й оставил много текстов, оставленных самими крестьянами. Они очень любопытны. Особенно великолепны письма (не подлинные, а написанные в качестве тренировки эпистолярного жанра) школьников 1923 года.
«Я живу, слава Богу, хорошо… Но мои успехи хорошо не могу сказать. Кажется, что по арифметике, истории и физике здал за эту четверть, а по остальным не знаю. Я кой когда играю в медяки и проигрываюсь, но в школе нам не дают играть, потому, что азартные игры воспрещаются…
Папа, зарезали ли вы поросенка? Как поживает бабушка, дядя Ваня и его супруга? Опишите пожалуйста, когда приедет папа за нами…
У нас в городе Кашине был слух, что 1-го апреля упадет одна планета на другую и будет конец света, но думаю, что это не правда…
На квартире, кроме меня стоят мальчики. Когда мальчики приходят из школы, мы садимся и учим уроки. Когда выучим, идем гулять…»
В общем, милая детская провинциальная идиллия… Почти как сейчас.
Надо сказать, что основная масса материалов заканчивается 1930 г. Именно в этом году (в январе) в Кашине началась настоящая советская власть. И именно с этого времени наступила новая жизнь… которая заслуживает отдельного рассказа и отдельной книги.
Павел ИВАНОВ