Новый фильм Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (США, 2012, в России вышел в прокат в 2013 году), как и ожидалось, вызвал противоречивые отклики даже среди преданных поклонников режиссера. Впрочем, уже одна только фамилия Тарантино указывает на то, что фильм относится к категории must see, и что он, скорее всего, будет неординарным. А все неординардное неизбежно вызывает споры.
В любом случае, два «Золотых глобуса», которые получила картина (включая награду самому Тарантино за лучший сценарий) и пять номинаций на «Оскар» (в том числе — лучший фильм года) — хорошая рекомендация тем, кто еще сомневается, стоит ли смотреть очередное кровавое творение великого и ужасного Тарантино.
Да, без сцен насилия в картине не обошлось (иначе Тарантино изменил бы сам себе), но выбранный в этот раз режиссером разудалый жанр спагетти-вестерна предполагает легкое отношение к человеческой жизни. Возможно, поэтому «Джанго освобожденный» смотрится с юмором — несмотря на всю трагедийность сценария о судьбах чернокожих рабов на американском Юге.
Провокатор Тарантино снова посягнул на невозможное на современном Западе — на толерантность. Начало было положено им в «Бесславных ублюдках», абсолютно фантастичном спагетти-вестерне, где евреи терроризируют и кроваво убивают нацистов, делая своего рода справедливый Холокост. В «Джанго освобожденный» Тарантино также пытается нащупать границу насилия, допустимого во имя достижения благородной цели — на сей раз, это освобождение от рабства.
Могу представить, какую бомбу на толерантном Западе вызвал этот фильм, ведь неоднократно, очень резко в ходе фильма чернокожего Джанго зовут «ниггером». (Если кто не в курсе, в нынешней Европе, а уж, тем более, — США, за такое словечко вас не только чернокожие, но и демократичные белые в порошок сотрут). Джанго едет на лошади (что было запрещено чернокожим на рабовладельческом Юге), и все попадающиеся навстречу белые весь фильм говорят ему: «Эй, ниггер!». Для западного зрителя такой сценарий просто немыслим, такую провокацию там могут простить только режиссеру с именем, чем и пользуется Тарантино.
Противник рабства доктор Кинг Шульц (его роль блестяще исполнил Кристоф Вальц) обучает освобожденного им раба Джанго (Джейми Фокс) профессии «охотника за головами» (так в США звали наемных убийц, которые легально занимались поиском и истреблением преступников, получая за это вознаграждение). Затем герои отправляются на выручку находящейся в рабстве у жестокого плантатора (его не менее хорошо сыграл Леонардо ди Каприо) жене Джанго Брунхильде. После истребления большого количества белых, включая самого Квентина Тарантино, традиционно сыгравшего в своей картине эпизодическую роль, все заканчивается чернокожим хэппи-эндом, где Джанго спасает свою возлюбленную.
Немудрено, что за такой сюжет многие прежние поклонники стали упрекать Тарантино в коньюнктурности — заигрывании с набирающей все большую силу после избрания Барака Обамы президентом США чернокожей расой. А тут еще и фильм стал самым кассовым среди всех произведений режиссера. И, все же, думается, что Тарантино делал фильм не ради денег. Да, это не «Криминальное чтиво» и не «Убить Билла», но, похоже, режиссеру уже не интересно делать фильмы только ради искусства. Теперь в них заложена еще и большая идея, еще и большая провокация. А когда она снята в неповторимом стиле Тарантино, когда сопровождается музыкой Ennio Morricone и Luis Bacalov (а саундтреки у Тарантино по-прежнему едва ли не лучше самих фильмов), когда второстепенные роли играют такие актеры как Сэмюэл Л. Джексон, такое кино не может оставить равнодушным. Обязательно посмотрите.