Сам не свидетель, но рассказывали, что на презентации этой книги, состоявшейся в начале апреля в Москве, в Государственном институте искусствознания, некий чиновник из Министерства культуры открыл ее, полистал, охнул и сказал: «Я-то думал, тут вся Тверская область, а оказывается, один Вышний Волочёк на целую книгу…». Впрочем, верю, что неосведомленность была в данном случае лишь случайным пробелом в познаниях о русском провинциальном искусстве.
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», третий том которого, посвященный памятникам Вышневолоцкого и Весьегонского районов Тверской области недавно все-таки увидел свет в издательстве «Индрик» – это песня о Вышнем Волочке. И говорить, держа его в руках, что у историка искусства не должно быть личных пристрастий – нелепо. Пристрастия есть, и хорошо, что они есть.
И еще: если бы не было нескольких вышневолочан, которым этот несчастный в современной своей судьбе провинциальный город несказанно, нежно дорог, как обиженный и загнанный ребенок-сирота, книги бы точно не было. Вернее, она была бы другой. Но видя, как Евгений Иванович Ступкин буквально таскает за собой, не щадя ни сил, ни времени, ни денег своих, главного редактора тома – Георгия Константиновича Смирнова, можно было ожидать, что получится здорово. Так и получилось.
Вышний Волочёк – второй по значению и по населению город Тверской губернии (а ныне третий, после Твери и Ржева), единственный из них не был под фашистской оккупацией. Ущерб от войны он понес минимальный. При этом город стоит на всех возможных путях из Петербурга в Москву – водном, шоссейном, железнодорожном. И это обстоятельство привело к появлению в нем умопомрачительного для провинциального города количества памятников архитектуры, причем не только усадеб и церквей, но и промышленных построек, ранних образцов советского зодчества, инженерных сооружений и т.д. По памятникам архитектуры город Вышний Волочек нисколько не уступает Твери, Торжку или Осташкову, разве что по качеству главных ансамблей. Но в каком они сейчас состоянии! Погоревшие, брошенные, разваливающиеся, перестроенные вкривь и вкось, проданные в частную собственность неизвестно кому… Требуется взгляд специалиста, чтобы увидеть за всем этим разором лучший по гражданской застройке уездный город Тверской губернии (да и нынешней области). Волочек планировали и застраивали великие мастера русского градостроительства, и его совершенно справедливо называли «русская Венеция». Но как тонет в своей лагуне Венеция итальянская, «Венеция» русская тонет среди небрежения и неведения…
Георгий Константинович Смирнов с некоторой меланхолией отставил свой труд, работая сейчас над очередным томом «Свода» – о Калязине и нескольких бедных памятниками районах между буквами «В» и «К». Спасти памятники Вышнего Волочка, конечно, никакой книгой невозможно; и зная их все, как никто, сроднившись с ними, каково это – видеть их умирание? Но, может быть, теперь хотя бы нынешние туристы будут ездить сюда чаще?
И, попутно, несколько слов о Весьегонске. О нем тоже в этой книге – но процентов 10–15 от ее объема. В эту часть вошли все основные памятники утонувшего и почти полностью уничтоженного города, самые основные памятники района. Но видно, что если в Волочке было с любовью осмотрено буквально каждое здание, то в Весьегонске так поработать не получилось. В результате информация часто устаревшая, а очень многие достойные внимания объекты и вовсе оказались не включены. Увы… Это беда, в том числе, и весьегонского краеведения – где-то недоработали, не донесли до столичных архитекторов и искусствоведов. Хотя ведь есть в Весьегонске и авторы замечательные, и книги хорошие о родной земле.
И последнее: сравнивая вышедший том с двумя предыдущими – о Твери (2002 год) и о Бежецке и Белом (2006 год), третьему надо отдать безусловное первое место и в качестве материала, и в подборе иллюстраций. Здесь работал большой коллектив – настолько большой, что даже простое перечисление участников займет слишком много места. Остается лишь поблагодарить их всех – коллектив Государственного института искусствознания, тверских и вышневолоцких музейных и научных работников, краеведов и историков.
Достойная работа и книга – навсегда.