В 2023 году российская культурная общественность отмечает 200-летний юбилей со дня рождения нашего земляка – Григория Васильевича Сороки, самобытного, талантливого художника с трагической судьбой.
Что мы знаем о его жизни? Да почти ничего… Крепостной живописец не оставил воспоминаний, писем, только свои полотна. Скупые строки искусствоведческих исследований его творческого наследия мало что могут рассказать о нем.
Первое упоминание об удомельском художнике появилось в 1894 году, спустя 30 лет как его не стало. А с 70-х годов прошлого века началось и продолжается осознание истинного значения его таланта в русском изобразительном искусстве. Имя крестьянского самородка из удомельской глубинки встало в один ряд со своим учителем А.Г. Венециановым и всеми русскими художниками, которых мы привычно называем великими и выдающимися.
В «Метрической книге… Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Поддубье» сохранилась запись о рождении художника 15 /27/ ноября 1823 года: «вотчины ротмистра Петра Милюкова деревни Покровской у крестьянина Василия Савельева (33-х лет) и его законной жены Екатерины Ивановой (34-х лет) родился сын» крещеный с именем Григорий. Он — второй ребенок в семье Савельевых, а всего их будет шесть: Илья, Григорий, Федосья, Евдокия, Емельян, Измаил. Мальчик рос любознательным, бойким, беспокойным, поэтому в родной деревне его прозвали Сорокой.
Григорий с ранних лет познал тяжелую крестьянскую работу и хорошо понимал, что «порядок» в милюковских владениях основан на труде и страданиях бесправных крепостных рабов. В удомельской деревне Покровское, несмотря на все унижения крепостного состояния, в нужде и труде рождался самобытный творец. Первые рисунки Григория Сороки нам известны благодаря сохранившемуся альбому (датирован 1842 годом), принадлежавшему священнику сельского храма в Поддубье – Василию Владимирову. Крестьянский мальчик сам «с малолетства выучился рисовать», и навыки в изобразительном искусстве он получил и освоил намного раньше, чем стал учеником Алексея Венецианова. Первые шаги в своем творческом пути он сделал, скорее всего, в подмастерьях деревенских иконописцев.
Именно успехи в иконописи и привели покровского самородка к отцу Василию Владимирову. Сельский батюшка был просвещенным человеком и давно приметил упрямого и талантливого подростка Григория сына Васильева по прозвищу Сорока. Благодаря священнику (который был учителем этой школы) он оказался среди учеников поддубской школы, устроенной помещиком Милюковым. Владимиров научил его не только писать и читать, но и открыл крестьянскому сыну мир литературы, истории и культуры. По просьбе отца Василия в 1841 году Николай Милюков зачислил талантливого Сороку в свой дворовый штат.
Однако скудное собственное творчество хозяина не могло помочь Григорию получить профессиональные навыки и двигаться дальше. Со временем Милюкову эта затея надоела, и он повелел крепостному юноше заняться садоводством. Доведенный до крайности таким отношением, Сорока взбунтовался и, видимо, совершил какой-то дерзкий поступок или не повиновался воле своего господина и был наказан.
Но со временем барин все-таки решил отдать юношу учиться живописи к соседнему помещику художнику Алексею Венецианову, тем более академик живописи в своем имении создал школу. Среди его учеников было много выходцев из крестьян и крепостных, к 1840-м годам из стен учебного заведения Венецианова вышло около 70 человек, и некоторые к тому времени уже сделали неплохую художественную карьеру.
Милюков, лелея надежды все-таки выучить Григория Сороку и сделать из него приличного портретиста, периодически отправлял его на обучение и проживание в Сафонково. Это было самое светлое и счастливое время для учителя и ученика. Венецианов для Сороки был и верой в будущее, и надеждой на свободу. Он пишет маслом портрет своего учителя, и этот портрет (ныне в экспозиции Тверской областной картинной галереи) стал одним из лучших прижизненных изображений Венецианова. И это учитывая то, что 18-летний юноша совсем недавно взял в руки кисть!
4 декабря 1847 году Венецианов трагически погиб. Его смерть оплакивал Григорий Сорока, который не только потерял наставника, с ним погибли и все надежды на освобождение из крепостного рабства. Отношение садовника с Милюковым перерастали к открытому конфликту, и после многолетних попыток сломить волю Сороки господин выгнал его из Островков. Бывшему дворовому человеку Григорию Васильеву разрешалось заниматься отхожим промыслом, т.е. иметь возможность получать заказы и заниматься иконописью. Он пишет образа для храмов Вышневолоцкого уезда в селах: Березки, Маковище, Дубровском, Поддубье, а также работал для Николо-Теребенского монастыря.
Оброк он платил барину исправно, причем серебром, построил на свои доходы двухэтажный дом со светелкой в родном Покровском, открыл кустарную иконописную мастерскую, куда набирал из крестьянских мальчишек учеников и обучал правилам религиозной живописи.
В 1852 году Григорий Сорока женился на крепостной девке сельца Островки Александре Нестеровой. У них родились дети: Константин, Александр, Екатерина и Параскева. Жил не бедствовал, земляки его уважали за грамотность и ум и спрашивали совета.
6 марта 1861 года в Твери был объявлен Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Но такие помещики, как Н.П. Милюков, по-прежнему продолжали притеснять людей и относились к ним как к своим крепостным рабам. Мужики деревень и сел милюковских владений, в т.ч. и деревни Покровской, выразили недовольство земельными наделами, которые выделил им бывший барин, и отказались подписывать грамоты. На статского советника, всегда содержавшего крестьян в страхе, народ решил писать жалобу царю-освободителю Александру II. На сходе просили Г.В. Сороку от имени всех постоять за земляков. Сорока хорошо понимал, что Милюков этого не простит, но написал жалобу императору и ввязался, как оказалось, в опасное и безнадежное дело.
Увы, из Санкт-Петербурга прошение художника было возвращено обратно в Тверь, в Губернское по делам крестьян присутствие. Власти встали на сторону «уважаемого господина Николая Петровича» и «за сделанные грубости и ложные слухи в волости» приговорили крестьянина Григория Васильева к трехдневному аресту и порке, т.е. телесному наказанию. Художник не смог смириться с предстоящим унижением, затосковал, ходил, задумавшись по деревне, и 10 апреля 1864 года повесился в горшечной обжигательной избе.
Было ли это самоубийство? Или доведение до самоубийства? Или убийство? – пока остается тайной. Но Милюковы «постарались»: дело по-быстрому было закрыто, а выдающемуся художнику, народному заступнику на многие годы было поставлено клеймо самоубийцы и пьяницы. Не пора ли снять эту «печать» с человека, который своим талантом на века прославил наш удомельский край и тверскую землю?
19 сентября 2006 года стараниями В.М. Сидорова (в то время председателя Союза художников России) был открыт памятник на могиле Г.В. Сороки.
В Твери открылась выставка, посвященная Григорию Сороке
13 июля в областном Доме народного творчества совместно с МБУК «Удомельский центр культуры и досуга» открылась выставка живописи и декоративно-прикладного искусства «Сказка о волшебной лодочке. Григорий Сорока» (0+).
Выставка посвящена 200-летию со дня рождения талантливого крепостного художника Григория Сороки, ученика основоположника бытового жанра в живописи, педагога-новатора Алексея Гавриловича Венецианова.
В память о талантливом художнике и его замечательном учителе художники Удомельского края создали выставку живописи и декоративно-прикладного искусства. На ней представлена коллекция пастельных картин тверского художника Олега Носова, написанных в манере Григория Сороки. Серия графических работ члена Союза художников России, краеведа, художника Леонида Константинова посвящена атмосфере начала XIX века, в которой родился, жил и работал Григорий Сорока. Дополняют экспозицию несколько скульптурных композиций по мотивам картин Алексея Венецианова скульптора-миниатюриста Андрея Клища, а также поэтичные удомельские пейзажи художницы Людмилы Васильевой.
Народная студия авторской куклы «Вдохновение» (МБУК «Удомельский центр культуры и досуга») под руководством Елены Симакиной, художник Анжелика Лютеревич и керамист Диана Кузнецова представили на выставке инсталляции по мотивам удомельских сказок Леонида Константинова «Сказки старого Помостья».
Познакомиться с экспозицией можно до 26 августа.