В Тверском театре кукол прошла встреча с российским режиссером-мультипликатором Константином Бронзитом, которого мы знаем по фильмам «Алеша Попович и Тугарин Змей» (12+), «Три богатыря и наследница престола» (6+), «Мы не можем жить без космоса» (6+), «Он не может жить без космоса» (6+), «На краю земли» (0+), «Уборная история» (12+).
Обладатель бесконечного количества призов и премий, член американской, французской, российской киноакадемий, заслуженный деятель России, лауреат премии Президента РФ, Константин Бронзит приехал в Тверь вместе с продюсером Дмитрием Высоцким, чтобы поговорить с детьми о мультипликации.
– Когда мы говорим об анимационном кино, обязательно представляем себе детскую аудиторию. Но ребенок живет в каждом из нас. И это лучшее, что в нас есть: он поможет нам сделать правильный выбор, убережет от дурного, – начал свое выступление Константин Бронзит.
«Когда ребенок был ребенком» – именно эту фразу, которая звучит в фильме «Небо над Берлином», он сделал эпиграфом творческой встречи и процитировал ее, когда рассказывал о себе: профессия режиссера-мультипликатора позволяет сохранить в себе ребенка.
– Сохранить ребенка – это и про умение кривляться, – сказал режиссер после просмотра эпизода фильма про Алешу Поповича. Во время создания образа персонажа художники смотрят в зеркало, оно стоит в каждой студии, строят перед ним рожи и записывают все это на видео.
Сделать крыску
Бронзит своих персонажей и озвучивает. На экране зрители смотрели отрывок из мультфильма и здесь же, в маленьком квадратике, видели самого режиссера, который говорил за Тугарина Змея и одного из бандитов. Очень впечатляет. Для тех ребят в зале, которые высказали сомнение в том, что такие разные звуки произносит один и тот же человек, Бронзит тут же на сцене показал и Черепаху, и Жабу, и Тугарина Змея, и бандита.
Предложил он и залу изобразить популярных персонажей мультфильмов, например, крыску, и показал, как. Состроив уморительную физиономию, выпятил передние зубы, выставил перед своим лицом руки и стал делать пальцами своеобразные мелкие движения. И весь зал (!), и взрослые, и дети, стали «делать крыску». А Бронзит приговаривал: «Сохраняйте в себе ребенка, то, что остается в жизни, это и есть моменты счастья».
В фильме «На краю земли», который делался во Франции, он озвучивал всех персонажей, кроме животных: «Где я во французской провинции найду русских артистов?». И тут же очень смешно голосом показал, как это звучит.
Пообещал, что в конце встречи покажет самый смешной фильм XX века, но сначала предложил посмотреть фильм о любви – «Уборную историю» (12+). Вроде бы взрослый фильм, но, как выяснилось, вполне понятный и детям. Язык анимации тем и хорошо, что позволяет говорить о сложных вещах простым языком.
Сохранить в себе ребенка
Показали нам и мультфильмы Дмитрия Высоцкого «Пык-Пык-пык» и «Букашка, у которой не было имени» (6+). Эти названия могут создать впечатление, что перед нами что-то из серии «для самых маленьких». На самом деле это глубокие, философские произведения, впрочем, доступные для понимания и детям.
И еще два фильма Бронзита увидели зрители – «Мы не можем жить без космоса», номинированный на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм», и «Он не может жить без космоса», который стал триумфатором церемонии награждения Национальной анимационной премии «Икар», завоевав три награды в разных номинациях, в том числе в главной – за лучший фильм.
В следующем году мы увидим на большом экране совместную работу Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого – полнометражный анимационный фильм «Лунтик» (0+) по мотивам одноименного детского сериала.
Кино как способ излечиться
Встреча продолжалась больше отведенного для нее времени, какой-то мальчик даже предложил продлить ее, встретиться завтра: так много было желающих задать свой вопрос Константину Бронзиту.
– Почему мальчик живет в скафандре?
– Этот фильм о судьбе: человеку предначертано быть космонавтом. Он другой жизни себе не представляет.
– Что для вас кино?
– Способ излечиться. Когда идея приходит в голову, надо справиться с ней, избавиться от этого. «Он не может жить без космоса» – это про меня. Я был обречен стать мультипликатором, даже еще не зная этого слова, когда во втором классе посмотрел, как фигурки начинают двигаться, если быстро листать страницы в блокноте. Это было счастье. Фильм про космос – это метафора моей жизни.
Но следует иметь в виду, что мультипликация – производство с самым низким КПД: чтобы получить 30 секунд на экране, надо работать неделю. «Мы не можем жить без космоса» создавался четыре с половиной года.
– А еще это самый длинный путь к известности. Кто из вас знал до сегодняшнего дня Бронзита? Хотите известности, идите в артисты.
– Вы придумываете, вдохновляясь примерами из своей жизни, или просто из головы берете? – спросила двенадцатилетняя девочка, а серьезный мальчик десяти лет сказал, что хочет быть сценаристом, и попросил дать ему совет.
Быть с собой
Директор театра кукол Виталий Салтыков, в этот вечер исполняющий роль модератора, ходил по залу с микрофоном, который требовал то один, то другой ребенок. Искренним восторженным комментариям, которыми Константин Бронзит сопровождал едва ли не каждый вопрос («Что у вас тут происходит в Твери? Откуда вы таких детей набрали?»), Виталий Салтыков довольно улыбался – как родитель в момент признания успехов его детей.
Отвечая на вопрос про авторскую музыку, герой вечера сказал, что в некоторых фильмах, например, «На краю земли», ее вообще нет. Тарковский считал, что в кино музыки не должно быть, потому что ее нет в жизни, если нет радио, телевизора или по улице не идет оркестр.
– У вас очень много юмора. Проверяете вы свои шутки на домашних, чтобы убедиться, что они действительно смешные? – задала свой вопрос министр культуры Тверской области Ксения Глинка.
– Понятно, почему здесь такая публика – потому что министр у вас такой, – заметил Константин Бронзит.
– Сложно озвучивать персонажей?
– Нет, в моей профессии это самое простое – раскрепощаешься, пробуждаешь в себе ребенка… Мы все в детстве это делали, все играли с собой. У нас у всех были удивительные минуты – в самом высоком смысле этого слова – осознанного чувства одиночества. Если ребенок испытывает их и ему не скучно, это ощущение отпечатывается на всю оставшуюся жизнь. И он не потеряется, сам с собой будет в ладах. Быть с собой – очень важный навык в жизни.