Решение поставить в театре не просто известное, а очень известное и популярное произведение требует большого мужества. На это отважилась питерский режиссер Наталия Лапина, и теперь в репертуаре ТЮЗа появилось новое название – музыкальный спектакль «Пигмалион» (12+).
Поскольку это событие произошло в ТЮЗе, вполне уместно немного отвлечься на историю создания других сценарных версий в этом театре. Первая премьера «Моей прекрасной леди» – мюзикла, созданного по мотивам пьесы Шоу, – состоялась в 1990 году, второй раз к этому произведению здесь обратились через 15 лет. Вопреки традиции приглашать на музыкальные постановки солистов столичных театров оперы и оперетты, в тверских спектаклях играли только артисты ТЮЗа. В главной роли выступили Марина Федотенкова и Татьяна Романова, задействованные и в нынешней постановке.
Те постановки имели большой успех: в нашем городе любят музыкальные спектакли. Эту радость жителям Твери мог доставлять один человек – Марк Кларисов. Он воплотил на сценических подмостках нашего города больше 50 названий, в том числе «Иоланту» Чайковского, «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова, почти все оперетты Кальмана, Легара, Оффенбаха. Всю свою жизнь Марк Исаакович хранил верность этим жанрам. Ему не удалось создать в Твери музыкальный театр, но он без устали ставил оперы и оперетты, проводил фестиваль шедевров музыкального искусства, создал отделение музыкального театра в Тверском музыкальном колледже, вместе с ним прекратившее свое существование.
Марк Исаакович любил рассказывать истории, напоминающие о жанровом разнообразии нашей жизни, заимствующие у водевиля сюжетные развязки. Например, о том, как растроганная секретарь Волгоградского обкома КПСС поднялась на сцену после премьеры «Моей прекрасной леди», поцеловала режиссера, а когда узнала, что у него нет жилья, на следующий день выписала ордер на получение квартиры. Особенно подчеркивал Марк Исаакович, что это была первая постановка «Моей прекрасной леди» в СССР, об этом даже прошла информация по «Голосу Америки».
Сейчас Марка Кларисова расспросить уже нельзя, и доказательств правоты его утверждению не найти. Известно только, что в Советском Союзе мюзикл Фредерика Лоу «Моя прекрасная леди» впервые был поставлен в 1964 году на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии, а через год – в Московском театре оперетты.
Открытый финал
Особенностью тверского варианта стало следование желанию Бернарда Шоу сделать финал таким, каким он и задумывался. Режиссерам нравилось переиначивать пьесу, чтобы усилить романтическую линию, но драматург был категорически против этого и даже написал к своей пьесе послесловие, в котором подробно описал, что было с героями дальше: «Элиза, объявляя, что не пошла бы за Хиггинса замуж, даже если бы он ее просил, отнюдь не кокетничала. Она сообщала ему глубоко продуманное решение». Шоу заявлял, что банальная развязка его совершенно не устраивает и только портит все действие.
В тверском спектакле нет однозначного ответа на вопрос, чем дело кончилось. Актер Александр Евдокимов, выступая от имени автора, сказал нам со сцены прямым текстом, что здесь – открытый финал. Одни зрители, сказал он, ждут, что герои поженятся и у них будет много детишек. Другие – что они разойдутся и больше никогда не увидятся. Первый вариант приятнее любителям сказки, тем, кто хочет счастливой развязки. Со вторым вариантом все сложнее, но и интереснее, драматичнее – неопределенность психологического театра заменяет легковесность комедии. Ответ неоднозначен, судьбу героев предстоит решать зрителям.
Но что бы каждый из нас для себя ни выбрал, в проигрыше он не останется: спектакль, очень легкий, веселый, сыгран блестящим ансамблем – это Дарья Астафьева и Андрей Иванов-старший, Александр Евдокимов и Ольга Лепоринская, Татьяна Романова, Михаил Хомченко и другие актеры, выбор каждого из них на роль более чем удачен.
Для тех, кто продолжает играть
В наш ТЮЗ публика ходит не за новыми пьесами и необычными сюжетами – она знает, что какой бы материал для постановки ни взяли, почти всегда выйдет что-то необычное, неожиданное. А еще, и это главное, чтобы увидеть игру любимых артистов. И отправляясь на премьеру, мы предполагали услышать музыкальные номера: в труппе артисты с хорошими голосами, которым под силу спеть не только арии из «Моей прекрасной леди».
Можно не прочитать греческий миф о скульпторе, который создал прекрасную статую и влюбился в нее, не услышать имя Бернарда Шоу и даже о профессоре фонетики Генри Хиггинсе, заявившем, что может за несколько месяцев обучить неграмотную цветочницу Элизу Дулитл хорошим произношению и манерам, иметь смутное представление. Но невозможно не знать арию Элизы «Я танцевать хочу», куплеты Альфреда Дулитла «Если повезет чуть-чуть» и песенку Фредди: мюзикл шел в кино, на сцене и по телевизору бессчетное количество раз.
Каково же было удивление, когда мы не услышали эти мелодии, вместо них звучало что-то незнакомое. Чтобы узнать, куда делась музыка Лоу, посмотрели афишу, прочитали, что над спектаклем работала мощная команда постановщиков. Автор текста и режиссер-постановщик, художественный руководитель Санкт-Петербургского городского театра Наталия Лапина привезла в Тверь Анастасию Кузнецову (художник по свету), Владимира Бычковского (музыкальное оформление), Максима Пахомова (режиссер по пластике), Александра Якунина (художник-постановщик). В этой же группе – композитор, артист Городского театра Евгений Гришков-Эсперов, автор музыки к новому спектаклю.
Все непривычное часто вызывает поначалу неприятие. Обещанная в анонсе музыка молодого композитора легкости и полетности не способствовала. Иногда дисгармоничная, лишенная мелодичности, джазовая, она казалась хаотичной, странной и вместе с тем неожиданно созвучной нашему времени. Его при всем желании трудно соотнести с безмятежностью и легкомыслием, которые являются самой сутью музыкальной комедии.
Такое же сложное чувство вызывает решение художника соорудить на сцене громоздкие черные планшеты и трубы. Эта мрачная сценография так же мало соответствует легкой комедии и романтической истории любви, больше подходит другому жанру – драме, если вообще не трагедии. Зато и в отношениях героев ощутима глубина, что утешает: все у них будет хорошо, иначе и быть не может у таких серьезно и остро чувствующих людей.
Но, кажется, начинает угадываться задумка авторов спектакля, в мощных трубах просматриваются очертания корабля, а в финальной песне становятся различимы слова о том, как плывут люди на корабле, и только Бог знает, что с ними будет.
На программке спектакля написано: «Бернард Шоу писал пьесу с марта по июнь 1912 года. Пароход «Титаник» затонул в апреле 1912 года, выйдя в свой первый и единственный рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Оркестр на «Титанике» продолжал играть до последнего, даже тогда, когда вода заливала палубу и люди пытались сесть в последние складные шлюпки. Никто из музыкантов не спасся. Мы посвящаем спектакль тем, кто продолжает играть».