Выставки, организованные Тверским отделением Союза художников России, традиционно радуют нетривиальным подходом и выбором тем. На днях в большом зале Тверского городского музейновыставочного центра открылась масштабная экспозиция с интригующим названием «Среда изображения.
Набросок, этюд, эскиз».
Заинтересованный зритель откроет для себя в экспозиции массу нового. Выставку можно оценить как кладезь творческих замыслов. В ней прослеживается концепция, уже успешно отработанная на недавно завершившейся персональной выставке заслуженного художника России Анатолия Камардина «От замысла к воплощению», и создатели справедливо обозначают цель подобного подхода: обратить внимание на важность сохранения школы, изначального ремесла художника, без которых не может вырасти настоящий мастер. Иными словами, на выставке представлены готовые работы «в соавторстве» с подготовительными и промежуточными эскизами, набросками, рисунками – «поисками», предварявшими появление на свет того или иного произведения.
И поверьте, это весьма любопытно! Ошибочно думать, что специфика создания картины зрителю не интересна. Готовое полотно не может существовать отдельно от автора, его творческого замысла, оно тесно переплетено и эмоционально и физически с путем его создания: от точки идеи до точки результата. Иногда процесс интереснее, чем готовое произведение. И вот такой «концепт», найденный авторами экспозиции, заслуживает отдельной похвалы.
На выставке довольно широкое представительство работ тверских художников. Не в обиду остальным, коротко пройдемся по особо запомнившимся.
В витринах первого зала откровенно радуют незатейливые «рисунки из путевого альбома» заслуженного художника России Геннадия Самойлова, которые далее уступают место «еще теплым» работам из стекла ( «Бегущая по волнам» и «Концепт») не менее заслуженного Бориса Фёдорова и, самое любопытное, его натурным зарисовкам. Недавно на базе музейновыставочного центра открылись натурные классы для взрослых, куда может прийти любой желающий и попробовать порисовать с натуры. Этой возможностью, чтобы «поправить руку», охотно пользуются и профессионалы. Борис Фёдоров передал пять своих зарисовок для новой экспозиции.
Борис Гершфельд, Евгений Царёв, Николай Дочкин, Николай Перлов, Надежда Цикулина, Геннадий Ореликов, Татьяна Погодина… А также Анатолий Морозов с прекрасным блоком подготовительных работ к своей картине «Золотая свадьба» и сама картина…
Иногда интервал между наброском и готовой работой – десятилетия. Это хорошо видно на примере картины Игоря Бучнева «Таллин. Мишень во дворе», эскиз которой датирован 1986 годом, а конечное полотно – 2009м.
Большое место уделено на выставке работам заслуженного художника России, председателя Тверского регионального отделения Союза дизайнеров России, мастера по стеклу Наталии Эверт и циклу работ, посвященных Старицкому Успенскому монастырю, заслуженного художника России Людмилы Юга. В следующем зале на зрителя смотрит прекрасная «Лиза Большакова» М.А. Антонова, удивляют метаморфозы Юлии Ананьевой, замысловатые эскизы Ирины Маховой, галерея портретных набросков заслуженного художника России Виктории Воеводиной, работы Константина Фёдорова, театрального художника Руслана Камалетдинова, куклы Ирины Бакановой.
Многие рисунки и эскизы носят характер не подготовительный, а вполне самостоятельный, имеют эстетическую цельность и законченность. Посетители выставки получат огромное удовольствие от этой «кухни» художественного ремесла. И проследить сложный путь создания произведения, поиски форм, композиции, цвета, возможности освоения автором изобразительной среды станет не так сложно и даже увлекательно.
Аркадий ЗОЛОТОВ