Она очень хорошо училась в школе, хотела быть химиком, журналистом, писала статьи в газеты, стихи, романы. Отец пророчил ей большое будущее в науке, но так часто дома ставились спектакли, читались сказки, так красиво пела и танцевала мама, которая хотела стать актрисой, но посвятила себя воспитанию детей. Все это было так пленительно, что другого выбора не оставалось, и сомнений не было.
«Жизнь актрисы – это каторга в цветах». Слова Фаины Раневской для народной артистки России, актрисы Тверского академического театра драмы Веры Рычковой близки, как никакие другие. Так часто Вера Дмитриевна говорит о тяжелом труде, без которого невозможно становление профессиональной личности.
– Наша профессия – действительно каторга, но каторга очень сладкая: дает цветы, аплодисменты, любовь, но берет несоизмеримо больше, – признается Вера Рычкова.
На прошлой неделе при полном зале и с большим успехом прошел ее творческий вечер. Все любимые роли: Каренина, Мария Стюарт, Раневская… С температурой, но с цветами и криками: «Браво!»
Самый прекрасный момент для Рычковой – новая роль (у нее нет других любимых ролей, кроме новых). Как человек, любящий читать, она окружает себя книгами, картинами, уходит в эпоху своей героини, называет это «добровольной эмиграцией», когда отодвигается все, а перед глазами только новый образ, который нужно постичь.
– Мой любимый период – накопления. Ну как сыграть Анну Каренину, если не знаешь ту эпоху, в которой она жила, не знаешь, какие правды те женщины в себе носили?
И каждый раз так.
Просто и роли у Рычковой сложные. Она то ли в шутку, то ли всерьез жалуется, что «везде умирает». В «Анне Карениной» бросается под поезд, ее Мария Стюарт заканчивает жизнь на плахе, в «Бесприданнице» в нее стреляют, в «Мачехе» травят… Разводит руками.
Но были роли и комические, о которых с особой теплотой и улыбкой:
– После «Льва Гурыча Синичкина» и моей Сурмиловой весь театр ликовал: «Надо же, Рычкова у нас характерная актриса!»
С таким подходом к роли, как у Рычковой, быть бесхарактерной не получится. Когдато, перед подготовкой к «Звездам на утреннем небе», она познакомилась с выпивающей соседкой, подружилась с ней, два дня провела в бурашевской психиатрической больнице для «Веселенького воскресенья для пикника» Уильямса.
– Мне нравится постигать роль, и с каждой ролью я становлюсь богаче, ведь столько узнаешь нового, столько открываешь для себя, – говорит Вера Дмитриевна.
О постижении роли – не красивые слова. Самая сложная, масштабная и, безусловно, звездная роль Рычковой – Анна Каренина. Ее постигать пришлось постепенно.
– Я долго не могла понять, – рассказывает Рычкова, – как это можно – броситься под поезд? Как понять эмоциональную черту человека, готового покончить с собственной жизнью? Однажды вечером я приехала на наш вокзал. Спустилась на пути и долго шла вдоль рельсов и смотрела, как свет заходящего солнца отражается на них. Мне казалось, что этот свет на рельсах – как кровь, текущая по жилам. Стало так страшно…
У Веры Дмитриевны в жизни один театр – Тверской. Она пришла сюда совсем юной, в 1973 году, когда так далеко было до Карениной, когда первая роль, самая страшная, волнующая, трепетная – Лосёнок с маленькой гитарой, который пел маленький романс. «И как в тумане все…»
Ее любимые и самые близкие коллеги и сейчас рядом. Это Наина Хонина, Александр Чуйков, Александр Сафронов.
– Они всегда со мной: мои «мужья», «сыновья», «любовники», – улыбается Рычкова.
А связь между партнерами на сцене – штука тонкая, легко потерять, поэтому у Рычковой правило: никогда ни с кем не ссориться.
– Ну как я выйду на сцену, если мой партнер голову воротит от меня?
Поэтому у Рычковой три профессиональных правила, которые с ней с момента прихода в театр: убрать зависть, убрать тщеславие и быть с партнерами другом. И так всю жизнь.
– Сложно?
– Сложно и легко одновременно. Начинаешь бороться с одним, второе само уходит. Если ты с коллегами понастоящему дружишь, ты не станешь им завидовать и тщеславиться.
С единственным театром – единственный режиссер.
– Вера Ефремова дала мне все созвездие ролей, – говорит Рычкова. – Я ее очень люблю. У нас с ней удивительное взаимопонимание, которое помогает работать, которое помогает во всем…
Какой инструмент у актера?
– Душа, – говорит Рычкова. – Душа громадная, и очень большая пропускная способность сердца.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ