Тверской театр юного зрителя открыл 78-й сезон премьерой. Это сказка «Петух пополам», заимствованная из швабского и тюрингского (кто не знает, так называются земли в Германии) фольклора современными сценаристами и драматургами Виктором Ольшанским и Никитой Вороновым. Сказка написана ими в прошлом году, и Адгур Кове – главный режиссер нашего ТЮЗа – стал одним из первых, кто взял пьесу для постановки.
Фабула спектакля предельно проста, но даже простую историю адаптировать к сегодняшнему дню бывает достаточно сложно – в силу специфики современного понимания мира и таких вещей, как деньги ( «золотые гульдены»), играющие и в реальной жизни, и в жизни смелого петуха Петера очень важную роль.
Сюжет таков. Две очень педантичные и предельно рациональные фрау не поделили петуха. Не нужно быть немцем, чтобы понять: купленный на базаре вскладчину петух (даже как символ чего-то важного и жизненно значимого) может быть честно и рационально использован «на двоих» только в сваренном виде. Престарелые же фрау буквально рвут живого петуха на части, эксплуатируют и используют в качестве предлога сказать соседке пару ласковых. От всего этого раздрая петух Петер (Дмитрий Федоров) впадает в грусть и перестает по утрам кукарекать, что является его «прямым и священным долгом», по мнению весьма критичного Солнца, роль которого досталась Александру Евдокимову. Компромисс предприимчивый Петер находит такой: он предлагает обеим фрау выкупить себя из зависимости, обещая на следующий день принести им гульден, за который был куплен. Фрау гульдена мало, и Петер обещает принести гульден не простой, а золотой. Это и решает дело. Петер отправляется в путь, сопровождаемый Солнцем, функция которого быть совестью «Петеру – странствующему петуху», его памятью и здравым умом. По пути встречается разбойник с ружьем и сковородой (Константин Павлов). Разбойник этот никого не ограбил, и у него есть предыстория, что очень важно (не у всех героев спектакля она есть). С петуха взять нечего, и голодный разбойник сам отдает ему последний сухарь. Затем на пути у петуха вырастает грозный усатый стражник-пограничник, который во что бы то ни стало хочет забрать Петера в армию, но не может, потому что тот – петух, а в армию идут лишь «лекари, аптекари, библиотекари и странствующие музыканты». Петер идет дальше и встречает лису, которая мурлычет ему про дружбу, а потом про «бедного, но умного ученого», историю которого можно не рассказывать, потому что это история бедного и умного ученого.
Можно продолжать рассказывать, отнимая у потенциального зрителя интригу, но не стоит. Умный зритель, воспитанный на эпосах отечественных, все равно поймет, что после антракта будет что-то такое, что не позволит этой сказке стать народным «Колобком». И вот здесь-то как раз и начинаются интересные вещи. Петух (а петух он, ясное дело, непростой), будучи в первом отделении лишь странствующим персонажем, в отделении втором вдруг преображается. Об этой метаморфозе можно спорить. Виной ли тому золотые гульдены или появление заветной феи, в которую он так верил? Кстати, сам выбор, перед которым ставит Петера фея, тоже повод подумать. Качаясь на качелях, она вопрошает: «Что же такое счастье?» Петер ей: «Это золотой гульден». – «Подумай, Петер, в гульденах ли счастье?» – «В них, в них». (Не забудем, что свобода и счастье Петера – в золотой монетке, благодаря которой он не утратит целостность.) Петер уверен и тверд. И он получает то, что хочет. Фея дает ему «счастья» в виде золотых монет столько, сколько он поймает в свою шапку. С этого момента начинается путь Петера обратно, а сказка вступает в ту стадию, когда, как гульдены, надо ловить каждое слово.
Счастье – предмет спорный, деньги – тем более. В современном мире эти два сложных понятия сочетаются еще более спорным образом. Каждый, кто посмотрит спектакль, сам будет разбираться, кому и за что Петер отдает свои счастливые гульдены. В любом случае сказка получилась, как и полагается, с большим намеком.
Современная сказка, не имеющая смягчающих отсылок к прошлому, – явление очень интересное и качественно редкое среди массы халтурных подделок, которых немало кропают по старым меркам ради денег, считает Адгур Кове. «Петух пополам», по мнению режиссера, которое он скромно назвал самым необъективным, – это сказка, рассказывающая просто о сложном: о выборе пути, о предназначении личности, о постижении предательства и дружбы, о самопожертвовании…
Резюмируя, скажем, что «Петух пополам» получился очень любопытной премьерой, не зря постановке отдали весь сентябрь. Детям понравится точно, ну а взрослым… иногда надо перестать усложнять жизнь и смотреть на вещи прямым и честным взглядом. А это тяжело, сами понимаете…
Александр ДЫЛЕВСКИЙ