Поставить «Филумену Мартурано» — довольно рискованный ход. Это популярная пьеса, и режиссеру Тверского театра драмы Александру Павлишину предстояло конкурировать с более именитыми постановками. Например, с Малым театром, где в главных ролях заняты Юрий Соломин и Ирина Муравьева. Или с успешной версией театра Российской армии, где сыграли Ольга Богданова и Владимир Еремин. Впрочем, самая известная версия пьесы Эдуарда де Филиппо — фильм «Брак по-итальянски» Витторио де Сики с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен, один из лидеров европейского проката 1964 года.
Но, пожалуй, главный риск в том, что пьесы итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо, как бы это помягче сказать, не совсем для тверской сцены. В театре драмы только один раз ставили Де Филиппо – «Цилиндр», было это в 1979 году и с тех пор желания повторить этот опыт, видимо, у наших режиссеров не возникало. Пьесы Де Филиппо – они рассчитаны на довольно невзыскательную публику. Звездный час Эдуардо де Филиппо приходится на послевоенные годы, когда его пьесы шли в Неаполе с таким успехом, что после премьеры «Филумены Мартурано», например, всю актерскую труппу удостоил аудиенции сам Папа Римский! Но сегодня стилистика этих пьес, эстетика, уровень шуток, правдоподобность героев выглядят крайне архаичными. Ну, как если бы кто-то решил сегодня поставить, например, «Кубанских казаков». «Филумена Мартурано» — пьеса «для отдыха»: опереточные герои, страсти в клочья, обознатушки-перепрятушки, смешная беготня и непременный хэппи-энд.
Сюжет вкратце напомним. Филумена Мартурано уже более 20 лет живет в доме богатого неаполитанского сеньора Доменико Сориано (в пьесе упоминается, что он наследник большого кондитерского бизнеса, фабрики по всей Италии). Их связь длится давно. Филумена любит Доменико и надеется, что он женится на ней, но Доменико даже в свои 52 остается прожигателем жизни, бонвиваном и жениться не торопится. Филумена для него – «плебейка», которую он когда-то забрал из публичного дома и поселил у себя. И вот Филумена пускается на хитрость: она притворяется умирающей, а нанятый священник сообщает Доменико, будто последнее желание умирающей – чтобы их отношения скрепили узами церковного брака. Через пять минут после ухода священника Филумена принимается радостно скакать и радоваться, обманутый Доменико рвет на себе волосы, а тут еще выясняется, что Филумена прижила где-то троих сыновей. Они уже большие, у Микеле своя водопроводная мастерская, у Рикардо магазин мужского белья, у Умберто складывается карьера журналиста. И один из этих сыновей является кровным сыном самого Доменико! И он, разорвав фиктивный брак с Филуменой, спустя 10 месяцев сам ведет ее под венец – с единственной целью выяснить, кто же из трех сыновей Филумены является его «истинным» наследником?
Прежде всего хотелось бы отметить оригинальную сценографию спектакля, придуманную Николаем Юдиным. Все действие происходит в большом доме Доменико Сориано, который представлен перед нами словно «в разрезе» — вот спальня Филумены, вот гостиная самого хозяина дома… Организацию сценического пространства можно назвать несомненной удачей постановки.
И, конечно, запоминаются роли главных героев, Доменико Сориано (Константин Василенко) и Филумены Мартирано (Дарья Плавинская). Удачное режиссерское решение придать комедии черты мелодрамы: Дарья Плавинская играет несчастную женщину, которая не смогла реализоваться ни как мать, ни как жена, вся жизнь ее прошла в ожидании счастья. Она то испуганная приживалка, то циничная «видавшая виды» женщина, изрекающая, что «все мужчины одинаковы». Великолепная игра Дарьи Плавинской, сумевшей темпераментно, страстно, эмоционально раскрыть внутренний мир своей героини.
Константин Василенко с каждой новой работой демонстрирует уверенный творческий рост. Лицемерный пастор Чезюби в «Как важно быть серьезным», лукавый Транио в «Укрощении строптивой», суровый Малыш Бобби в «Калеке с острова Инишмаан» — это только роли Василенко в нынешнем сезоне. И роль Доменико Сориано, который настойчиво пытается угадать, кто из троих сыновей является «его» (может, тот, кто лучше всех поет? Или самый отъявленный гуляка?) – отличная работа. Он танцует, поет, играет на гитаре, великолепно чувствует настроение зала.
К сожалению, кроме главных героев об остальных персонажах пьесы сказать нечего, но это недостаток самой пьесы – драматург не придумал ни ярких черт, ни интересных образов. Актерам, в общем, играть нечего – хотя в спектакле собран поистине звездный состав: Геннадий Бабинов, Никита Березкин, Ирина Погодина, Вячеслав Хархота, Екатерина Юркова… Тем не менее отметим появление на тверской сцене Павла Петрова в роли Умберто: Павел еще учится в Тверском колледже культуры им.Львова, а уже получил полноценную роль в премьере на главной тверской сцене.
И что еще важно отметить: спектаклем «Филумена Мартурано» Тверской театр драмы закрывает 276-й сезон, первый сезон, который труппа прожила без режиссера Веры Ефремовой. Вера Андреевна ушла буквально накануне премьеры «Вишневого сада», который закрывал предыдущий сезон. И в случае с «Филуменой Мартурано» получилась неожиданная рифма: как и в «Вишневом саде», режиссером закрывающего сезон спектакля стал Александр Павлишин, главную роль сыграла Дарья Плавинская, и даже жанр совпал – лирическая комедия.
Владислав ТОЛСТОВ