В Тверском императорском дворце открылась выставка «Вселенная Тобиаса Верхахта» (6+), экспонатом которой стала картина «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами». Она была создана на рубеже XVI-XVII веков, и сейчас, отреставрированная, впервые представлена зрителям.
Все живописное наследие Тобиаса Верхахта составляет немногим более тридцати работ. Они хранятся в Лувре, музее Прадо, Старой Пинакотеке в Мюнхене, Государственном Эрмитаже, других музеях, в том числе, Тверской картинной галерее.
Верхахт жил в самые счастливые времена развития фламандского искусства. Художник наследственный, первые уроки он получил у своего отца. Побывал в Италии, вернувшись на родину, в Антверпен, открыл свою мастерскую, имел репутацию прекрасного мастера, давал уроки живописи Рубенсу.
На посетителей картина «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами» действует завораживающе. Большая и красивая, она привлекает своим цветом, многоплановостью, разнообразными деталями: вот люди несут на базар свой товар, строят дома, стреляют из ружей, по рекам идут корабли, а дальше – лес, фантастические горы и небо, где парит аист. Глаз не оторвать, хочется подойти поближе и долго рассматривать все эти подробности.
– Перед нами фламандская, общеевропейская жизнь, картина того мира, в которой жил Верхахт, – сказала на открытии выставки директор картинной галереи Татьяна Куюкина. – Работа сделана в жанре пейзажа с фигурами. Пейзаж здесь условный, художник писал природу не с натуры, он ее сочинял и вспоминал: во Фландрии не было таких высоких гор, как в Италии, куда он въезжал через северную гористую местность.
Проректор ТвГУ Андрей Зиновьев заметил, что в этом несколько фантастическом пейзаже есть совершенно реальные вещи. Здесь изображены несколько птиц, две из которых внесены в Красную книгу Тверской области. На дереве в правом верхнем углу можно увидеть филина. Эта краснокнижная птица практически не сохранилась, но в Тверской области, по счастью, несколько пар гнездятся.
Татьяна Куюкина назвала открытие этой выставки очень важным событием. И если обычно зрителям представляют финал, конечный итог работы по воссозданию полотна, то эта выставка снабжена информационными материалами, которые иллюстрируют сложный и кропотливый процесс реставрации и помогают зрителю расшифровать некоторые послания, с помощью которых художник явил нам свою Вселенную.
Эта картина поступила в музей очень затемненной, изображение угадывалось с трудом. Она пролежала 20 лет, пока реставраторы всерьез ею не занялись. И вскоре «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами» займет свое место в постоянной экспозиции Императорского дворца.
Татьяна Куюкина представила главных героев, без которых не состоялся бы этот праздник, – реставраторов высочайшего уровня Светлану Кузенкову и Марию Сахно. Они работали над полотном два с половиной года. Долго к этому готовились, изучали литературу, ждали проведения технико-технологической экспертизы. Когда диагностика была проведена, сделали снимки в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, изучили послойную структуру картины, состав грунтов и красочных слоев. Есть у картины особенность: она написана на доске, это один из самых капризных, требовательных к климату материалов.
– Когда началась работа, возникло чувство, что мы сами себе завидуем, – сказала Светлана Кузенкова. – Это редкая удача, не каждому реставратору дается счастье видеть, как фрагмент за фрагментом раскрывается дивная светоносная живопись. Картина светится изнутри, работать с ней – волнующий процесс.