«Гардемарины, вперёд » (6+)и «Ночной дозор»(16+), «Гроза»(16+) и «Чучело»(12+), «Война и мир»(16+) и «Статский советник»(18+)… Эти фильмы принадлежат к разным жанрам и разным десятилетиями. Но у них есть кое-что общее: их снимали в Верхневолжье. Тверская область одна из самых «кинематографичных» в России. Наши города и пейзажи появляются на большом экране чуть ли не с первых лет развития этого искусства. Так, съёмки фильма по роману Горького «Мать»(6+) проходили в Калинине в 1926 году, «Грозу» снимали в Торжке в 1934, и оба фильма вошли в золотой фонд не только российского, но и мирового кинематографа. И буквально на прошлой неделе в Торжке шли съёмки по «Яме» Куприна. Тема кино с историей Тверской области связана очень тесно.
Сегодня Государственный музей Кино представил в Торжке передвижной выставочный проект «От великого до смешного и обратно: экранные образы Петра I».(0+) Выставка размещена в Гостинице Пожарских ( ВИЭМ).
— Недавно мы отметили День народного единства. Пётр Великий, безусловно, относится к личностям, обьединившим Россию, в том числе через поколения и эпохи. А 2 ноября была другая знаменательная историческая дата, в этот день исполнилось 302 года со дня провозглашения Российской империи, в связи с принятием Петром I титула императора в 1721 году. И символично, что выставка открылась на Тверской земле именно в эти дни. Цель нашего проекта — рассказать не только о самом Петре, но и о том, как менялось восприятие его личности. Фильмы о Петре I снимали с самого зарождения русского кинематографа. И каждая эпоха, каждый автор предлагают зрителю свой ракурс и свою трактовку: от новатора и реформатора до тирана, от героя комедии до личности авантюрной. А, значит, эти фильмы в какой-то мере отражают, как в разные годы менялся взгляд общества на российскую историю, — рассказывает Лариса Баженова, директор Государственного музея кино.

Напомним, в прошлом году мы отмечали 350 лет со дня рождения царя-реформатора.
— ВИЭМ вступил в Ассамблею петровских музеев России, так что тема наследия Петра I нам теперь вдвойне близка и интересна. Это великий человек, без которого невозможно представить Россию сегодняшнюю, о нем нужно говорить. И главное — разговор о нем каждый раз получается новым и необычным. Пётр Великий — настолько многогранная личность, что каждый музей открывает новую тему, новую сторону его судьбы. ВИЭМ не остался в стороне, наш передвижной проект «Многоликая империя»(12+) сейчас также путешествует по стране, сегодня он представлен в Казани, — прокомментировала директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Сегодня в Торжке можно увидеть уникальные материалы из фондов Государственного музея кино.
— Первый фильм о Петре был создан в 1910 году. Он сохранился не полностью, но посетители выставки смогут увидеть его фрагменты. А вот этот фильм, «Петр Первый»(6+), я очень рекомендую посмотреть молодому поколению. У него интереснейшая история, он снят в 1937-1838 году, по сценарию Алексея Толстого, который корректировался лично Сталиным, — говорит Лариса Баженова.
А фильм » Как царь Пётр арапа женил»(12+) можно пересматривать много раз. Наверное, нам, как жителям пушкинского края, эта история особенно дорога. Теперь в гостинице, принимавшей великого поэта, побывал и его удивительный прадед, Ибрагим Ганнибал. Точнее, его образ, созданный другим любимейшим поэтом России — Высоцким и режиссёром Александром Митта.

Посетители выставки узнают, как создавались эскизы. Какие необычные материалы художники — кинематографисты выбирают для максимально точной передачи образов — от стекла до старых, потемневших досок, создающих эффект иконописи.
— Задача этой выставки — показать, как с помощью киноязыка каждого из кинематографистов и разности подходов к интерпретации важных событий прошлого сохраняется история, формируется объемный образ эпохи. И мы можем увидеть ее своими глазами — на экране, — говорит Лариса Баженова.
А на 2024 год запланирован новый проект ВИЭМ и Государственного центрального музея кино: «Высшая проба»(12+), основой которого станут костюмы из фондов Музея кино, созданные торжокскими золотошвеями. Новый межмузейный проект расскажет, как золотная нить Торжка вплелась в сценарии любимых фильмов.
