«… ни один из европейских собирателей нового искусства,
ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций
с такой энергией и стремительностью».
Искусствовед Б.Н.Терновец
В апреле этого года исполняется 155 лет со времени создания в 1858 году Саввой Васильевичем Морозовым, основателем знаменитой купеческой династии, текстильного предприятия «Товарищество Тверская мануфактура». Его правнук Иван Абрамович Морозов, известный предприниматель, меценат и коллекционер, на средства которого приобретены многие произведения искусства, ставшие экспонатам лучших художественных музеев страны, имеет непосредственное отношение к Твери. После окончания химического факультета Высшей Политехнической школы в Цюрихе в 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию и, «получив распределение» от семьи на Тверскую мануфактуру, поселяется в нашем городе. Вместе со своей матерью Варварой Алексеевной Морозовой (урожденной Хлудовой) он берёт на себя руководство Тверскими фабриками, так как братья Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом. С 1904 по 1916 годы ему удалось умножить капитал предприятия втрое. К 1917 на мануфактуре перерабатывалось около 600 тыс. пудов хлопка, выпускалось 27 видов различных текстильных изделий 49 сортов. Продукция морозовской фабрики пользовалась большим спросом. Изделия продавались в Москве, на Нижегородской, Ирбитской и Урюпинской ярмарках, большое количество товаров шло на Украину, в Среднюю Азию, Сибирь, в Крым, на Кавказ. При Варваре Алексеевне и ее сыне для рабочих строятся казармы улучшенной планировки и отдельные домики на 4 семьи. При домиках имелись участки земли с садом и огородом. Были возведены также школа, рассчитанная на 1500 учащихся, больница на 80 кроватей, родильный приют, колыбельная (то есть ясли и детский сад), богадельня. Для рабочих, больных туберкулезом, в Гаграх был построен санаторий. По инициативе Ивана Морозова на территории фабричного городка было построено здание Народного театра. При фабриках находилось 11 благотворительных заведений, которые пользовались отчислениями Морозовых до 1918 г. При детском приюте с 1913 по 1920 организовывались продовольственные дни для детей прислуги, надзирателей и служащих. Морозовы оказывали помощь также учебным заведениям и учащимся Твери. Действительно, значительная часть заработанных в Твери средств шла на благотворительность, но основная часть доходов тратилась на приобретение предметов искусства — главную страсть Ивана Абрамовича Морозова. На своё увлечение предприниматель не жалел никаких денег. Собранная им коллекция включала работы русских мастеров, но в основном это были полотна французских модернистов, в частности столь ценимых ныне импрессионистов. Сейчас купленные на тверские деньги произведения (за исключением тех, что были проданы за рубеж в советские годы) можно увидеть в ведущих художественных музеях нашей страны – Эрмитаже, Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Об этом очень подробно и, как всегда, с «погружением в среду» рассказывал Леонид Парфенов в фильме «Глас Божий» на фоне ныне печально знаменитой казармы «Париж». (Телевизионная премьера этого фильма, снятого к столетию ГМИИ им. А.С.Пушкина, состоялась 1 июня 2012 года).
Интерес к искусству в семье «тверских» Морозовых прививался с детства. С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у пейзажиста-передвижника Егора Хруслова и у первого русского импрессиониста Константина Коровина. Во время учёбы в Швейцарии он не прекращал писать маслом, факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении. По возвращению в Россию, еще проживая в Твери и попадая в Москву наездами, он посещает старшего брата Михаила, в доме которого собирается многочисленный кружок художников. В 1900 г. Иван Абрамович переезжает в Москву и приобретает дом своего дяди Давида Абрамовича (улица Пречистенка, 21). По примеру старшего брата он начинает собирать предметы искусства. Его первой покупкой стал «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова, а в 1903 г. приобретением полотна «Мороз в Лувесьене» французского художника Альфреда Сислея он положил начало самостоятельной коллекции современной французской живописи, ставшей одной из крупнейших в России. После неожиданной кончины брата Иван Морозов укрепляется в решении продолжать коллекционирование французской живописи. С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу, не пропускает ни одной значительной выставки, ни «Салона Независимых», ни «Осеннего Салона», покупая картины во время вернисажей у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) или же прямо в мастерских художников. Он был желанным клиентом лучших парижских галерей, заслужившим славу «русского, который не торгуется» (Амбруаз Воллар). Тем не менее, Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советами консультантов, среди которых были художники Валентин Серов, Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд. На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным. Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи (триптих «Вид из окна. Танжер», «Вход в Казба» и «Зора на террасе»). Из работ Пикассо в морозовском собрании были полотна «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре», «Странствующие гимнасты». Позднее он приобретает знаменитую «Девочку на шаре». Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своём особняке на Сретенке, перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева. Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени, Аристид Майоль, Пьер Боннар. Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию.
27 июля 1907 года Иван Морозов венчается с Евдокией Кладовщиковой и уезжает в свадебное путешествие, но даже в свой медовый месяц он не забывает о пополнении своей коллекции. Во время поездки в Париж Морозов приобретает впоследствии знаменитые полотна Поля Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», две картины Моне — «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». Помимо этих шедевров он являлся обладателем целой серии картин Винсента Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Ночное кафе в Арле» и др.), ему принадлежали лучшие произведения Ренуара («Купание на Сене», «Портрет актрисы Жанны Самари» и др.). Своим любимым художником Иван Абрамович называл Поля Сезанна. Количество полотен этого автора в морозовской коллекции значительно превышало число произведений остальных живописцев. Начав с покупки двух пейзажей Сезанна с горой Святой Виктории, «Дороги в Понтуазе» и «Натюрморта с драпировкой», Морозов собрал практически все периоды творчества мастера. В целом после Первой мировой войны его коллекция включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи.
Русская художественная школа в собрании Морозова была представлена полотнами Михаила Врубеля, Александра Головина, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Константина Сомова и других живописцев. Весной 1915 года в художественном салоне Клавдии Михайловой в Москве проходит выставка «1915 год», на которой Морозов покупает «Парикмахерскую» Марка Шагала и позднее приобретает ещё три работы этого мастера: «Домик в Витебске» («Дом в местечке Лиозно»), «Вид из моего окна в Витебске», «Давид с мандолиной».
Советский искусствовед Борис Николаевич Терновец писал, что после 1908 года: «… вкусы И.А. Морозова приобретают устойчивость и определенность, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И. А. Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры. Можно утверждать, что в эти годы, пересеченные войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью».
Есть версия, что Морозов, как и Щукин, намеревался подарить свое собрание Москве. В 1911 году, Александр Бенуа, зная о подобном решении, в статье «Московские впечатления» отмечал, что, когда собрания С. И. Щукина и И. А. Морозова перейдут в собственность города, общество «приобретет умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству». Но Октябрьская революция изменила планы Морозова. 25 июня 1918 года за 60 тысяч рублей он покупает последнюю картину — «Ночь с костром у реки» Константина Коровина, а 28 июня 1918 года выходит декрет о национализации крупной промышленности. «Товарищество Тверской мануфактуры» было экспроприировано. Декретом от 19 декабря 1918 года была национализирована Морозовская коллекция, получившая наименование «Второй музей новой западной живописи» (Щукинская коллекция составила «Первый музей»), а сам бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции. Семье Морозовых было отведено три комнаты на первом этаже, принадлежавшего им до революции особняка. Такого бывший текстильный магнат стерпеть не мог. Он был раздавлен, разбит, оскорблен. Весной 1919 года Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинули Россию. Все эти трагические события не могли не сказаться на его здоровье. Иван Абрамович Морозов умирает от острой сердечной недостаточности 22 июля 1921 года в Карлсбаде на 50-м году жизни. Оставшуюся в Советской России коллекцию, собранную с таким трудом и любовью, ждала непростая судьба. В марте 1923 года Щукинская и Морозовская коллекции были административно объединены в единый «Государственный музей новой западной живописи» (ГМНЗИ). В 1925 году русское собрание Морозовского отделения ГМНЗИ, насчитывающее 318 произведений русских художников (в том числе шесть скульптур), передаётся в Государственную Третьяковскую галерею. В 1933 году два холста из Морозовской коллекции «Портрет мадам Сезанн» Поля Сезанна (Метрополитен-музей) и «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (Йельский университет) были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов. Во время Второй мировой войны собрание Морозова вместе со всеми музейными коллекциями было эвакуировано в Новосибирск. После возвращения в Москву предметы искусства долго оставались в ящиках нераспакованными. В 1948 году началась борьба против всех форм «космополитизма», в том числе формализма и импрессионизма в живописи. Музейный отдел Комитета по делам искусств планировал разбросать картины по провинциальным музеям, а некоторые и вовсе уничтожить. К счастью, подобный подход не был одобрен, и коллекция была поделена (без какого-либо художественного принципа) между Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Эрмитажем. Долгое время произведения из морозовского собрания не были доступны публике, и лишь в середине 50-х годов часть картин оказалась в постоянной экспозиции. Практически полностью они стали доступны для обыкновенной публики, начиная с середины 1960-х годов. Сейчас уникальные произведения, приобретенные Морозовым на заработанные на Тверской мануфактуре деньги, составляют предмет гордости собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Нам же не стоит забывать благодаря кому мы сегодня имеем возможность восхищаться полотнами великих мастеров отечественного и западноевропейского искусства.
Ведущий методист ТГМВЦ Сватовая И.А.
Тверской городской музейно-выставочный центр